В России нарастает конфликт между деградирующей элитой и обществом. Со временем это может привести к социальной дестабилизации. К такому выводу пришли отечественные психологи.
Ученые отмечают, что наблюдаемая в последнее время турбулентность российского общества, выражающаяся в отстаивании своих прав и недовольстве подавлением демократических свобод, является результатом смещения в системе ценностей россиян: от ценностей выживания к ценностям модернизации. А это должно сказаться на уровне морального развития общества.
Согласно исследованию «Выявление уровня морального развития российского общества», различная экономика для элиты и для всех остальных приводит к институализации экономического неравенства и как следствие — к неравенству политическому. Это воспринимается населением как нравственный вызов.
«Этот нравственный вызов обрабатывается массовым сознанием и приводит к четвертой стадии морального развития, — пишут ученые, — В то же время, похоже, что элиты, оторванные от масс во всех социальных сферах — образования, медицины, права, доступа к собственности и сохранности собственности — остаются на третьей стадии морального развития».
Речь идет о теории морального развития Лоуренса Колберга, предусматривающей шесть ступеней. На первой человек опасается наказания, на второй действует по принципу «ты мне — я тебе», на третьей ориентируется на свое социальное окружение, на четвертой — на обязательный для всех закон, на пятой — на общественный договор, а на шестой придерживается универсальных этических принципов.
Для того чтобы определить актуальный уровень развития общества исследователи сформулировали 14 моральных дилемм по пяти наиболее резонансным для россиян темам: несправедливость властей, профессионализм, милосердие, патриотизм и глобализм. Ответы на вопросы тысяч респондентов разного возраста в 49 регионах РФ и позволили сделать указанные выводы.
Результаты опроса не удивляют. Согласно исследованию РАНХиГС, социальные различия в обществе считают в целом несправедливыми 74% россиян. Причем, эта цифра практически не изменилась с начала эпохи Путина — 2003 года (78%). Несправедливость, доминирующая на протяжении жизни целого поколения, неизбежно формирует у людей новые паттерны оценки и поведения.
Выводы об аморальности «верхов» можно сделать и без науки. В Сети немало примеров, когда чиновники средней руки демонстрируют пренебрежение к простым людям, которым они призваны служить, называя их «быдлом» «бичами», требуя от них послушания и демонстрируя свой высокий уровень жизни на фоне бедности большинства. Взять хотя последнюю историю с «шоколадной леди» из Ульяновской области. Что это как не вопиющая нравственная аморальность?
Что касается высших чиновников, то хотя они и более сдержаны, за них говорят их поступки. Принимаемые все новые репрессивные законы, возводимые на пути участия граждан в политике заслоны, с одной стороны, и отсутствие каких-либо шагов по ликвидации неравенства, а то и отъем средств, как в результате пенсионной реформы, с другой делают их не менее аморальными.
О некоторых деталях исследования морального климата в России нам рассказала его автор, доцент кафедры психологии РГУ им. Косыгина Анастасия Никольская.
— Мы исследовали общество, а не элиту. Мы сами относимся к этим самым массам. И мы выдвинули гипотезу, что раз в обществе в последнее время наблюдается ярко выраженный сдвиг к модернизации, то это должно сказаться на уровне морального состояния общества.
«СП»: — Возьмем свежий-свежий пример — этого парня — Павла Устинова, которого посадили на 3,5 года и за которого уже вступилось множество разнообразных «звезд». Наверное, этот случай, как и предыдущий случай с журналистом Голуновым, можно считать признаком одного из упоминаемых вами уровней морального развития общества…
— Да, этот случай подтверждает результаты нашего исследования. Общество здесь выступает за соблюдение законов всеми: и властью и самим обществом (четвертая ступень по системе Колберга — авт.).
«СП»: — Корректно ли здесь говорить обо всем обществе? Не кажется ли вам, что в случае с актером Устиновым, как и в некоторых других аналогичных случаях — например с режиссером Кириллом Серебренниковым, правильно говорить лишь о части общества? Это творческая интеллигенция, которая «рубится» за своих. В то время как иные группы общества такой поддержки не получают…
— Безусловно, корпоративная солидарность существует. Случаи с Устиновым и Серебренниковым как раз ее примеры. Но если мы возьмем случаи с арестованными протестующими против строительства храма в сквере Екатеринбурга, то это уже другое. Или давайте возьмем выборы в Мосгордуму. Это тоже не про корпоративную солидарность. Тут речь идет об обществе в целом.
«СП»: — Согласен. Действительно, получается четвертый уровень — приверженность закону для всех…
— Согласно самому Колбергу большинство людей в мире остаются на уровне три-четыре. На пятом или шестом мало кто оказывается. Особенно на шестом — это люди, которым нимб впору рисовать. А вообще, с развитием цивилизации человечество двигается от философии «око за око» — второй уровень, свойственный каким-нибудь средним векам, к более высоким уровням морали.
Россия в этом смысле отстала, раньше многое решала партия, а самим можно было и не думать. А на Западе уже тогда был свободный рынок и демократия, когда все зависит от собственных усилий. Теперь мы тоже подтягиваемся на четвертую стадию. Кстати, по некоторым вопросам, как видно в исследовании, россияне находятся между четвертым и пятым уровнем.
«СП»: — Какие, по-вашему, факты, примеры свидетельствуют о моральном отставании власти от общества?
— Например, закон о неуважении власти, над которым люди просто смеются. Это в чистом виде третий уровень, когда люди стараются быть хорошими для своего окружения. Власти, элита в рамках своего окружения честные и порядочные люди. Но они настолько оторваны от народа, что требуют от нас уважения к себе, нас при этом не уважая. Возникает несостыкованность власти и общества.
Коррупция, необходимость встраиваться в коррупционную систему — тоже из этого ряда. Потому что так принято в их окружении. Да, это нарушение закона, но так принято.
«СП»: — По этой же причине «верхи» не предпринимают никаких действий для искоренения имущественного неравенства в стране?
— В связи с этим хочется обратить внимание, что в последнее время, несмотря на серьезные поводы — рост цен на бензин, введение новых налогов — действительно массовых выступлений немного. В основном сейчас люди выходят не на темы ценностей выживания, а на темы политических свобод, экологии. Это говорит об ином уже уровне развития. Возмущаются сейчас больше политическим неравенством: нечестными выборами, закрытым доступом к власти
«СП»: — Каким образом более развитое в моральном отношении общество может решить проблемы, созданные отсталыми в сфере морали властями?
— Человек, который находится в гомеостазе со средой, не видит смысла что-либо предпринимать. Но как только равновесие со средой нарушается, он вынужден предпринимать какие-то шаги, чтобы вновь его добиться. Если все шаги, которые предпринимаются, не работают, тогда приходится придумывать что-то принципиально иное, чтобы выжить. Только тогда и начинается развитие.
Поскольку сейчас принуждение со стороны элиты работает — массовые протесты из-за давления на общество не возникают, а локальные подавляются, то им ничего особенного делать и не надо. Как только это станет невозможно, начнется осмысление. Как только протест достигнет тех масштабов, которые заставят элиту задумываться над непривычными для себя шагами, все начнет меняться.
— Есть две формулы, при которой народу в государстве отводится второстепенная по отношению к власти роль. Одна: «народ достоин своего правительства». Вторая предусматривает, что малограмотным народом правит просвещенная знать, — отмечает автор расследований о чиновниках и олигархах, журналист Сергей Ежов.
В России сложилась обратная ситуация. Государственная аристократия по своим эстетическим, этическим и каким угодно стандартам отстает от общества. И в истории нашей страны были периоды, когда «верхи» толкали «низы», образовывали, прививали культурные и нравственные ценности. Сейчас напротив: власть если и меняется, то неспешно и лишь под давлением давно убежавшего вперед общества.
Это проявляется и в насмешках над неловкими депутатами и чиновниками с их архаичным речевым аппаратом. И в возмущении роскошеством госслужащих и топ-менеджеров госкорпораций, которое в наш век выглядит не только несправедливым, но и просто неприличным. Так, журналистские расследования о богатстве очередного министра вызывают не зависть, а недоумение. На элитные квартиры и загородные дворцы люди смотрят уже как на дам в леопардовых одеяниях: пусть и дорого, но вульгарно. И не соответствует духу времени.
Проблемы национальной политики: Соловьёв считает Дудя угрозой Навальному
Новости здравоохранения: Врачи взбунтовались против своего министра