Эта новость облетела весь интернет. Следственный комитет России (СКР) решил привлечь к уголовной ответственности гражданина Латвии — бывшего депутата Сейма Висвалдиса Лациса, подозреваемого в оправдании нацизма. Вообще-то он бывший эсэсовец, ветеран Латышского легиона СС, воспевает «подвиги» своих собратьев по убийствам в книге «Латышский легион в свете истины». Эта книга и послужила поводом для уголовного дела.
Официальный представитель СКР Светлана Петренко так и сказала «Интерфаксу»: «Возбуждено уголовное дело в отношении гражданина Латвийской Республики Висвалдиса Лациса. Он подозревается в совершении преступления, предусмотренного ст. 354.1 УК РФ (реабилитация нацизма)».
По словам Петренко, Лацис как бывший участник этого легиона «одобряет и высказывает поддержку карательной активности военнослужащих на оккупированных в период Второй мировой войны территориях Белорусской ССР, Псковской, Ленинградской и Новгородской областей». «Как полагает следствие, Лацис намеревался сформировать в обществе представление о непричастности военнослужащих латышского легиона СС к преступлениям, установленным приговором Международного военного трибунала для того, чтобы вывести латышский легион СС из-под ответственности норм трибунала», — сказала Светлана Петренко.
Но мало ли какие гадости сейчас слышим из стран Евросоюза, в том числе о якобы совместной вине Сталина и Гитлера за развязывание Второй мировой войны, и имеет ли смысл открывать уголовное дело в отношении бывшего эсэсовца, если он недосягаем для российской Фемиды? Невозможно представить, чтобы в нынешней ситуации какая-то из стран Запада, а тем более Латвия, выдала ветерана СС российской стороне.
С этим вопросом корреспондент «СП» обратился к политологу Юрию Долинскому, изучающему социально-политические процессы в балтийском регионе.
— Да, конечно, Висвалдис Лацис не понесет уголовной ответственности ни за реабилитацию нацизма, ни за возможные преступления в составе латышского легиона СС, по крайней мере, очно — говорит Юрий Долинский. — Однако логика возбуждения уголовного дела понятна. На мой взгляд, это символический политический акт, призванный противостоять переписыванию истории Второй мировой войны, пропагандистской кампании на Западе, направленной на дискредитацию Советского Союза как победителя фашизма. И соответственно — на дискредитацию России, которая помнит эту победу, гордится подвигом отцов и дедов, кстати, представителей всех народов СССР, в том числе и тех стран, где после распада Советского Союза стали воспевать бывших пособников нацистов.
А кем были латышские эсэсовцы? Сейчас их называют борцами за свободу Латвии. Но послушайте присягу солдата Латышского легиона СС: «Именем бога, я торжественно обещаю в борьбе против большевиков неограниченное послушание Главнокомандующему вооруженными силами Германии Адольфу Гитлеру и за это обещание я, как храбрый воин, всегда готов отдать свою жизнь». По-моему тут все ясно.
«СП»: — Вы считаете, что уголовное дело — реакция СКР на резолюцию Европейского парламента «О важности европейской памяти для будущего Европы», приравнивающую СССР к Третьему Рейху, возлагающую на Сталина и Гитлера ответственность за Вторую мировую войну?
— И это тоже, но не только. Полагаю, в России поняли: нельзя молчать. Точнее, мало давать дипломатическую, историческую отповедь, заниматься идеологическими спорами. Нужны конкретные примеры. Латвия ведь всячески избегает честного разговора об участии своих пособников нацистов в преступлениях нацизма — Холокосте, убийствах мирных жителей, деятельности латышского легиона СС. Докатились до того, что президент Вайра-Вике Фрейберга, канадская латышка, назвала однажды концлагерь Саласпилс, где уничтожали советских военнопленных и выкачивали кровь из детей для гитлеровских солдат, воспитательно-трудовым лагерем.
Помнится, центр Симона Визенталя изобличил охранника Саласпилса Конрада Калейса в преступлениях, он тогда уже жил в США, его депортировали. Потом обитал то в Австралии, то в Канаде, то в Великобритании. Центр Визенталя просил Ригу возбудить уголовное дело, но Латвия всячески затягивала решение этого вопроса, а ведь Калейс был престарелым человеком. В конце концов, возбудили дело, потребовали выдачи, однако Великобритания депортировала его не в Латвию, а в Австралию. В общем, суда он не дождался, умер в своей постели в 88 лет. Или вот несмотря на известное участие латвийского летчика Герберта Цукурса в убийствах мирных жителей, он ведь был членом страшной карательной команды Арайса, Генпрокуратура Латвии не нашла доказательств его преступлений и в этом году закрыла уголовный процесс о возможной причастности Цукурса к уничтожению еврейского населения. Известно, что после войны Цукурс бежал в Бразилию и был убит 23 февраля 1965 года, как предполагается, израильскими спецслужбами. А сейчас его хотят торжественно перезахоронить на Братском кладбище в Риге.
Ну и лишний раз стоит напомнить, что каждое 16 марта в Риге проходят мероприятия в память о Латышском легионе СС. 16 марта потому, что в этот день в 1944 году произошло первое боевое крещение латышских эсэсовцев в бою против наступающих советских войск в районе реки Великая около города Остров Псковской области.
«СП»: — То есть книга Висвалдиса Лациса и его участие в СС — как раз тот конкретный пример, о котором вы говорите?
— Один из примеров. А что касается Лациса, в Латышском легионе СС он стал служить в 1943-м. И вот что интересно: каким-то образом избежал репрессий после войны, но в Латвийской ССР о его прошлом знали и не давали возможности получить высшее образование. Поступил в 1-й Московский государственный педагогический институт иностранных языков. И до распада СССР числился добропорядочным советским гражданином. Но когда Латвия получила независимость, выяснилось, что он лелеял в себе это свое преступное прошлое. Вот и вышла его книга об эсэсовцах.
А между прочим, по утверждению директора фонда «Историческая память» Александра Дюкова, Лацис был не просто эсэсовцем. В 1943−44 годах он, оказывается, обучал младший командный состав полицейских батальонов, проводивших карательные операции в Псковской области и на территории Белоруссии. Историк раскопал этот компромат в российских и белорусских архивах, сопоставил сведения с книгой Лациса. Он вовсе не жертва обстоятельств.
В 1941 году 17-летний Висвалдис вступил добровольцем в коллаборационистское подразделение, получившее название «16-й батальон службы охраны порядка». Затем его направили в латышский полицейский батальон, где он и прошел курс военной подготовки командиров взводов. Так что и в СС он попал вполне естественным путем.
Так что западные политики и историки интерпретируют факты, а российские и СКР констатируют.
Новости Прибалтики: МИД Эстонии: Мы не просили русских нас от Гитлера освобождать
Постсоветское пространство: Захарова заявила, что Россия не будет платить Эстонии за спасение от фашистов