Глава Калмыкии Бату Хасиков назвал провокацией протест против бывшего врио главы ДНР Дмитрия Трапезникова, назначенного ранее мэром Элисты. Об этом он сообщил в своем видеообращении в Instagram.
«Прошу вас не выкрикивать лозунги, а быть объективными, справедливыми. Подумайте хорошо, кому выгодно вас провоцировать», — заявил он. Глава республики также пояснил, что приглашение Трапезникова в Элисту было его личным решением.
Напомним, 29 сентября в Элисте состоялась несогласованная акция против назначения Трапезникова, в которой участвовало около 200 человек. Ее участники заявили, что он не имеет никакого отношения к Калмыкии и поэтому не может занимать должность градоначальника. Выступление спикера горсобрания Николая Орзаева, попытавшегося было объяснить собравшимся, почему депутаты проголосовали за назначение Трапезникова, было прервано выкриками толпы.
За день до акции на сайте Change.org появилась петиция, требующая отстранить Трапезникова от должности.
По информации издания «Подъем», жители Элисты недовольны репутацией нового мэра. Один из участников акции сообщил изданию, что Трапезников «успел насолить людям и на Украине, и в ДНР». «Есть требование — уход Трапезникова. Если завтра это требование не исполнится, тогда будут уже продумывать народным сходом, что делать дальше. Сам он не выходит на связь», — заявил он. Протестующий также добавил, что участники акции были очень недовольны, поскольку спикер городского собрания Элисты Николай Орзаев и еще один депутат «не слушали людей, как попугаи одно и то же повторяли».
Еще один собеседник — лидер калмыцкого отделения «Яблока» Батыр Боромангнаев обвинил Трапезникова в участии в «войне против своего государства» и в том, что тот «принципе является чужим для Калмыкии человеком». «На ключевые должности в Калмыкии надо назначать только тех людей, которые будут проводить свою старость на калмыцкой земле и упокоятся в наших степях», — подчеркнул он.
Как все же понимать это неприятие Трапезникова жителями Элисты?
— Разумеется, эти протесты не являются стихийной акцией «по зову сердца», — уверен директор Института свободы и член бюро президиума партии «Родина» Федор Бирюков.
— Этот человек не успел ничего сделать Элисте и ее жителям — ни хорошего, ни плохого, вообще ничего еще не предпринял на своей новой должности. Против чего протестовать тогда? Поэтому считаю, что это провокация, организованная либеральной оппозицией. Либералы решили выступить не столько против самого гражданина Трапезникова, они вполне ожидаемо для себя выступили вновь против «крымского консенсуса» в обществе, который и так уже практически растворился в нарастающих волнах социально-политического недовольства. И здесь либеральная оппозиция, как она это нередко делает не только в Калмыкии, но и в других регионах, охотно разыгрывает местечково-националистическую карту, навешивая на человека ярлык «чужака».
В этом, кстати, усматривается и другая тенденция — пробуждение укрощенных некогда региональных этнократических тенденций. Мол, Трапезников — не калмык, ему здесь не место, он «чужой». Достаточно тревожный сигнал для федерального центра, для российского централизма в целом.
Элистинских протестных активистов не остановили даже примиряющие заявления вроде бы совершенно «своего» республиканского лидера Бату Хасикова. Таким образом региональные и федеральные власти оказались перед лицом националистического и этнократического вызова.
Либерал-радикалы умело сочетают прозападную, русофобскую и местно-националистическую риторику, создавая гремучую смесь, которая в перспективе несет угрозу всему нашему государству. Выступления либералов в поддержку киевского режима и западных антироссийских санкций в Москве и протесты против донецкого Трапезникова — это явления одного порядка.
Впрочем, у данной ситуации есть один немаловажный нюанс. Конфликт стал возможен в условиях именно назначения, а не выборов мэра. Если бы Элиста и большинство других городов России могли бы избирать своих глав прямым тайным голосованием, подобных проблем не возникало бы. Так что нынешнее противостояние в столице Калмыкии является еще и следствием излишнего и уже совершенно гипертрофированного администрирования общественно-политической жизни всех уровней — местного, регионального и федерального.
В России назрела кардинальная реформа политической системы, необходимо существенное расширение реальных демократических возможностей граждан.
— Мне представляется исход спора уже предрешен. Деятельность оппозиционных групп в Республике Калмыкия, вне зависимости от уровня их поддержки в обществе, поставила проблему в плоскость ультиматума: мы их или они нас. «Они» — это Кремль. А Кремль не терпит, когда с ним разговаривают языком силы, — продолжает тему директор Центра общественного и информационного сотрудничества «Европа» Эдуард Попов.
— В прошлогодней ситуации в Республике Ингушетии, где протесты против изменения границы с Чеченской республикой приняли полномасштабный характер, Кремль настоял на своем. Едва ли оппозиционеры в Калмыкии смогут придать своей критике нового назначенца столь же масштабный характер. И не думаю, что они надеются выйти победителем в политическом спарринге с Кремлем. Их задача менее масштабна. Цель этой акции — использовать удобный повод для саморекламы и дискредитации своих политических противников.
«СП»: — Хасиков счел протест провокацией. Прав ли он?
— Безотносительно от ответа на вопрос, насколько удачным является решение о назначении Трапезникова на пост градоначальника Элисты, глава республики Хасиков, безусловно, прав, назвав эту акцию провокацией. Это повод для удара по авторитету местных властей, в которых бьют, но в действительности целятся по федеральному центру. Федеральный центр дал слабину на выборах в Мосгордуму. Этим, вероятно, и решили воспользоваться оппозиционеры в Калмыкии.
«СП»: — Если опустить обвинения в «войне против своей страны», Трапезникова и впрямь чужой для Калмыкии…
— Я достаточно тесно общался с представителями Калмыкии и слышал из их уст много критического в адрес тогдашнего вполне себе «родного» человека Кирсана Илюмжинова. А со стороны многих дагестанцев уже с 90-х годов звучали призывы к Кремлю поставить во главе республики русского, который бы навел порядок и сломал этноклановую систему, которая мешает развитию Дагестана.
Критика в адрес Трапезникова будет справедливой если он окажется плохим градоначальником. В противном случае это местный национализм.
Республика Калмыкия в свое время оказывала братскую помощь беженцам из Донбасса, чему лично я был свидетелем. Вот почему странно слышать подобные заявления из уст оппозиции. Ко всему прочему критерий «свой-чужой» — неразумный подход.
К примеру, Ростовской областью в течение 18-ти лет руководил «свой» губернатор Чуб. И, как результат, Ростовская область находится в списке дотационных регионов, а по темпам экономического и социального развития лидером юга России давно является Кубань. Упаси боже от таких «своих»!
«СП»: — Говорят, что опыт управления в Донбассе может пригодиться Трапезникову в Элисте.
— Победителей не судят: если Трапезников принесет пользу городу и жителям Элисты, его назначение было верным решением. До того времени, когда можно будет подводить хотя бы предварительные итоги, любые оценки выглядят политическими спекуляциями. Могу сказать одно: в Донбассе, особенно в Донецке настолько высокий уровень коммунального хозяйства, что там пора проводить обучающие семинары для городских руководителей российских городов-миллионников. Ростов-на-Дону, например, заметно проигрывает Донецку в этом отношении, несмотря на то, что Донецк уже 5 лет живет в условиях войны.
Если Трапезников сумеет привнести позитивный опыт коммунальных служб Донецка в Элисту, жители города ему еще спасибо скажут. Впрочем, поживем — увидим.
«СП»: — В сети уже встречаются «алармистские» мысли о том, что российская власть готовит Донбасс к «сливу», пристраивая лидеров ополчения у себя. Насколько это правдоподобно?
— Не совсем понятно, как связаны две эти «новости»: назначение Трапезникова и «слив» Донбасса. Эти новости о «сливе» появляются чуть ли не с первых месяцев конфликта на бывшей Украине. И, кажется, давно должны были быть списаны в утиль. Говорить так — значит не понимать природу политики России в отношении Донбасса.
Несколько по-иному смотрит на ситуацию главный редактор ФОРУМ. Мск Анатолий Баранов.
— Разумеется, назначение на пост мэра Элисты человека, никак с ней не связанного и, возможно, даже в ней не бывавшего — это провокация. Кто стоит за этим? А кто у нас мэров назначает?
Каким образом боевой опыт господина Трапезникова может помочь ему в управлении мирной Элистой? Или ее загодя готовят к гражданской войне, подвозят профессионалов?
У нас вообще странная кадровая политика — людей назначают на значимые посты в виде вознаграждения за прошлые заслуги. Как в свое время назначили Шаманова (Герой Российской Федерации, генерал-полковник, с 2001-го по 2004 годы возглавлял Ульяновскую область — ред.) губернатором, а потом снимали. Как назначили губернатором Меняйло (вице-адмирал запаса, губернатор Севастополя — ред.) а потом снимали. Но ведь должность мэра предполагает в первую очередь хозяйственное руководство и четкое знание самого города, его специфики. Или у нас управлять может кто угодно и чем угодно? Похоже, что в Кремле считают именно так. Ну, хорошо, что не Академией наук ставят управлять заслуженных военных, и не оперными театрами. Хотя там, возможно, ущерб был бы поменьше…
«СП»: — Какие, по-вашему, истинные причины заставили руководство Калмыкии сделать Трапезникова мэром Элисты?
— Я думаю, все-таки решение принималось не в Элисте. Сказали назначить — и назначили. И никаких особых причин нет. Просто считают, что власть — это когда ты все можешь, и тебе за это ничего не будет.
Новости внутренней политики: Миллиарды для ТВ: Пусть говорят и пусть смотрят