На официальном сайте муниципального образования Веневский район в разделе «Опросы и анкеты» на днях появился опрос с заголовком, навеянным старым советским мультиком «В стране невыученных уроков». По аналогии с известной фразой «казнить нельзя помиловать» «креативные» веневские чиновники назвали его «Перенести нельзя оставить», как бы предлагая всем желающим определить, где в предложении должна стоять запятая.
В такой игривой форме администрация Веневского района решает вовсе не судьбу торгового ларька или, к примеру, остановки общественного транспорта (вопросы, в которых, на наш взгляд, чиновникам не мешало бы прислушиваться к мнению жителей). Руководство района предлагает гражданам проголосовать за перенос памятника Ленину, который вот уже сто лет стоит в историческом центре Венева, на местной Красной площади.
В преамбуле к опросу веневские чиновники в духе произведений Салтыкова-Щедрина пытаются объяснить, с чего же вдруг они решили поинтересоваться мнением народа. Якобы в адрес главы администрации Андрея Шубчинского поступило «коллективное обращение граждан» с предложением перенести памятник Ленину в Веневский краеведческий музей.
«На Красной площади расположены уникальные объекты — Колокольня Никольской церкви, Богоявленская, Покровская и Казанская церкви, — цитирует обращение пресс-служба администрации. — В связи с этим памятник Ленину видится „чужеродным элементом“, а его постамент находится в аварийном состоянии».
Как правило, большинство «коллективных обращений» бюрократический аппарат исполнительной власти быстро переваривает и выплёвывает в ответ традиционные отписки по установленным шаблонам.
Например, в другом тульском городе — Донском — местные коммунисты уже несколько лет безуспешно переписываются с администрацией по вопросу возврата на центральную площадь памятника Ленину, который убрали оттуда под предлогом реконструкции. Когда же речь, напротив, зашла о сносе Ильича, глава администрации Веневского района, единоросс и бывший бизнесмен Шубчинский неожиданно показал себя «истинным демократом» и вынес инициативу неназванных граждан на «всенародное обсуждение».
При этом за несколько дней до появления на сайте администрации опроса о переносе памятника Ленину, в том же Веневе тот же Шубчинский торжественно открыл бюст другого исторического деятеля — императора Александра Второго. В муниципальной газете с помощью краеведов жителям было разъяснено, что 17 августа 1837 года — во время своего большого путешествия по 29 российским губерниям — будущий император останавливался в этом месте на ночлег. И данного факта чиновнику-единороссу оказалось достаточно, чтобы установить бюст монарха без всяких опросов и других форм плебисцита.
Опросы на сайте Веневской администрации — вообще крайне редкое явление. Про Ленина — всего второй. А первый проводился в январе 2018 года и, судя по названию, был больше похож на фикцию: «Голосование по поддержке участия г. Венев во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях».
Небольшого расследования, проведённого независимым интернет-изданием «Тула активная», оказалось достаточно, чтобы установить прямую связь между первым и вторым «опросами». На тот самый Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды Венев представил проект реконструкции Красной площади, который уже тогда предусматривал снос памятника Ленину.
Как отмечает «Тула активная», в июне этого года в веневской газете «Красное знамя» появилась статья «Исторический центр Венева ждёт масштабное преображение». В ней глава администрации похвастался перед читателями федеральным грантом в 60 миллионов рублей, полученным по итогам конкурса на реконструкцию Красной площади. По словам Шубчинского, федеральная поддержка позволит создать «привлекательное городское пространство», которое «будет способствовать повышению качества жизни веневцев». Как сказано в статье, на Красной площади планируют разбить дорожки, уложить плитку, установить скамейки, три вида светильников и уличных фонарей, возвести многофункциональные павильоны и кафе, а также сделать капитальный ремонт зданий и отреставрировать объекты культурного и исторического наследия — церкви и колокольню. «Благоустроенный исторический центр города Венев, как единое культурно-туристическое пространство, — резюмируют на страницах газеты веневские чиновники, — станет не только новым центром притяжения и отдыха горожан, но и позволит создать узнаваемое „лицо“ города, своеобразную визитную карточку».
Памятник Ленину на Красной площади в Веневе также представляет историческую и культурную ценность. Как рассказывают краеведы, он был установлен в первую годовщину Великой Октябрьской революции в 1918 году и является работой известного московского скульптора Георгия Дмитриевича Алексеева. После покушения на Ленина эсерки Фани Каплан скульптор встречался с вождём в Кремле, где и сделал зарисовки. Вскоре Алексеев создал бюст Ленина, копии которого к 1920 году были установлены более чем в двадцати городах. А в Веневе — как центре революционного движения Тульской губернии — стоит именно оригинал.
Однако в восторженном описании «масштабных преображений исторического центра» о судьбе памятника на Красной площади не сказано ни слова. А на представленных к статье иллюстрациях чётко видно: после дорогостоящей пластической операции в 60 миллионов рублей новое «лицо» Венева должно избавиться от следов советской эпохи. Под предлогом «чужеродности и аварийного состояния» и уже в 2020 году — как раз к 150-летию со дня рождения Ильича.
Похоже, вопрос веневскими чиновниками оказался давно решён. А организованный на сайте администрации интернет-опрос напоминает операцию прикрытия с заранее известным результатом. И тут голосуй-не голосуй, все равно получится, как на недавних выборах в Тульской области: люди шли за КПРФ, а победила «Единая Россия».
Кстати, именно единороссы, представляющие большинство в местном собрании депутатов, формально решат судьбу памятника Ленину на Красной площади, разумеется, «опираясь на результаты опроса граждан на сайте администрации». Решение будет принято и официально оформлено до конца года. Как раз в эти сроки должны утвердить смету на реконструкцию исторического центра города по проекту, на котором нет места основателю Советского государства. Памятник, переживший Гражданскую войну, кровопролитные бои за Венев и фашистскую оккупацию, не переживёт эпохи лицемерия и цинизма нынешних чиновников.
В истории с декоммунизацией по-веневски можно говорить о многом. Например, о том, что существует масса других, гораздо более важных для жителей проблем, которые требуют решения, что снос памятника — это провокационная авантюра, направленная на раскол в обществе, и что веневский глава-бизнесмен пытается переписать историю в соответствии со своими политическими предпочтениями.
Но главное, на наш взгляд, — это то, как чиновники манипулируют общественным мнением. Организовать опрос жителей по уже решенному вопросу — примитивный, но удобный и действенный способ реализации самых сомнительных и непопулярных проектов. На собственной интернет-площадке легко корректировать результаты «народного» голосования, а потом в ответ на любую критику кивать на «мнение большинства».
Кстати, после того, как противники переноса памятника Ленину на сайте веневской администрации стали побеждать, число участников опроса мгновенно и стремительно возросло и уже превышает количество проживающих в Веневе интернет-пользователей. Зато теперь там лидирует «правильный» вариант ответа.
Елена Коновалова, краевед, председатель экологического комитета администрации Веневского района, член партии «Яблоко»
— Этот бюст уникальный, установлен в Веневе ещё в 1918 году, при жизни Владимира Ильича Ленина. История памятника очень интересна. После покушения на Ленина скульптор Георгий Алексеев встречался с ним в Кремле, сделал более десятка зарисовок, по этим зарисовкам он и сотворил первый скульптурный портрет Ильича. Современники говорили, что этот бюст самый удачный. Ленин здесь еще не приобрел канонические черты: это живой человек, с морщинками вокруг глаз, плечи не на одном уровне. Он одновременно великий и простой.
Как получилось так, что бюст в первую очередь оказался в маленьком провинциальном Веневе? Дело было в тесных личных связях местных коммунистов и Владимира Ильича. Мой прадед, Никита Николаевич Назаров, прошел вместе с Лениным революционное подполье, был прислан в Венев устанавливать советскую власть. Я много работала с архивами. По всем признакам, прадед участвовал в торжественном открытии памятника на Красной площади Венева в первую годовщину Октябрьской революции. Потом уже копии бюста разошлись по всей стране, всего было установлено более 20-ти таких памятников.
Сергей Демидов, заведующий отделом в Тульском краеведческом музее
— Я совсем не коммунист. Но какая глупость — не вписывается в концепцию. А что такое «концепция»? Разве ее нельзя изменить? У нас сначала, не думая, высказываются за концепцию, даже не понимая, что это и о чем это, а потом говорят — половина нашей истории сюда не вписывается. Снести и уничтожить эту половину.
Так мало что у нас не вписывается и не нравится. Глупо и примитивно списывать наши беды, безразличие и страх перед власть имущими на Ленина, на памятник. Но ведь как здорово и легко воевать с памятниками. Он ведь памятник, он не ответит.
Проблемы национальной политики: Шаманы при власти или успех нашей разведки?
Новости внутренней политики: Зюганов прокомментировал сокращения в Приморском крае