Глава правительства Дмитрий Медведев освободил от занимаемой должности руководителя Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) Максима Яковенко. Соответствующее распоряжение размещено на сайте кабмина. Причины отставки не указаны: то ли прогнозы погоды не понравились премьеру, то ли излишнее рвение в работе, то ли еще что-то, но начальник у главной метеослужбы страны теперь будет новый.
Максим Яковенко возглавлял службу чуть более двух лет и, судя по сообщениям СМИ, даже и не помышлял об уходе. Об отставке изначально сообщил политолог Марат Баширов в телеграм-канале «Политджойстик», а вот глава ведомства эту информацию опровергал.
«Впервые слышу. Я никуда не собираюсь, как работал, так и работаю», — заявил он РБК.
Впрочем, печальные перспективы господина Яковенко ранее предрекал и телеграм-канал «Зеленый змий». По его информации, «отсчёт последних дней господина Яковенко в кресле главного гидрометеоролога начался в середине сентября. Ровно после совещания, в закрытой части которого президент Владимир Путин устроил разнос Росгидромету за несвоевременную поставку прогнозов МЧС России». Это касалось ситуации с паводком в Дальневосточном федеральном округе.
Виноваты ли в этом только метеорологи, сказать сложно. Еще в феврале уходящего года Максим Яковенко предупреждал, что недостаток финансирования может сказаться на качестве прогнозов, и Россия может опуститься в рейтинге стран по их точности.
«Мы в ближайшие годы, если не будет кардинального изменения финансирования, будем опускаться сначала на девятое место, потом на десятое, на одиннадцатое», — предупреждал он в эфире НТВ. При этом, по его словам, по итогам 2018 года точность прогноза штормовых предупреждений, то есть опасных явлений, составила 95,6%, а по морским опасным явлениям прогнозирование было стопроцентным.
Вместе с тем, Яковенко посетовал на нехватку оборудования, из-за чего наша метеослужба оказалась зависима от зарубежных стран. Если в советские времена Гидрометцентр имел 47 спутников, то теперь их лишь девять (!). А ведь Росгидромет обслуживает шестую часть суши. Стоит оборудование немало, но от него зависит точность прогнозов, а значит, и безопасность самолетов, морских судов и многое другое, не говоря уже о жизни и здоровье каждого человека.
«Мы полностью зависим от информации дистанционного зондирования Земли из космоса. Если нас отключат от группировки иностранной, которую мы сейчас имеем, то у нас будут просто огромные проблемы, потому что мы сможем видеть точки только на территории Российской Федерации», —констатировал Яковенко. И это при том, что ежегодный ущерб российской экономике из-за стихийных бедствий составляет десятки миллиардов рублей.
Кроме того, как и во многих других отраслях, метеослужба ощущает и острую нехватку квалифицированных кадров.
О необходимости реформирования службы в последние годы говорят все чаще. Так, министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин в начале сентября сообщил о предстоящей реорганизации в свете климатических изменений, который становятся уже системой.
«Нам предстоит увеличить количество стационарных постов метеонаблюдения, больше работать на предотвращение и опережение, на прогноз», — заявил он.
Однако, по словам Яковенко, переоборудование службы, начатое еще в 2007 году, удастся закончить к 2025-му. Как это может повлиять на точность и своевременность прогнозов и какие еще проблемы существуют в метеослужбах России «Свободной прессе» рассказал ведущий специалист Центра ФОБОС Михаил Леус.
— Есть организация, которая прогнозы разрабатывает и выдает. Есть организации, которые эти прогнозы у нее принимают — региональные власти, МЧС и прочие.
Но надо учитывать следующее.
Во-первых, синоптиками все всегда недовольны. Во-вторых, заявления о том, что прогноз был неправильный и дан не вовремя, должны подтверждаться документально. Есть инструкция по штормовому предупреждению, в которой написано, что прогноз о таком-то явлении должен подаваться в такие-то адреса с такой-то заблаговременностью. Вот и надо смотреть — был или не был, вовремя или нет. Все остальное — это ни о чем.
«СП»: — Много разговоров было о развале метеослужбы в 90-е годы и начале ее восстановления уже в 2000-е. Насколько она восстановлена?
— По моему мнению, то, что касается наблюдательной сети, то она хуже, чем в Советском Союзе. Меньше станций, и реже они делают наблюдения, особенно станций, которые занимаются зондирование атмосферы. Раньше на всех таких станциях зонды запускали четыре раза в сутки, сейчас в лучшем случае два, а то и один.
Кроме того, техника хоть и неплохая, но жизнь не стоит на месте: то, что было поставлено в 2000—2010 годы, уже выработало свой срок. Оборудование же стоит больших денег, тем более, что сейчас речь идет о большем количестве автоматизированных станций, а они недешевые. Вопрос метеорологических локаторов решается, но, наверное, не так, как специалистам бы хотелось.
Нам бы хотелось, чтобы европейская часть и густонаселенные районы Сибири, Дальнего Востока были полностью покрыты этими локаторами и чтобы доступ к ним был пусть и через интернет, но у любого человека, а не так как сейчас — все за деньги и ничего не найдешь.
Это, кстати, наболевший вопрос. Если взять любую зарубежную метеослужбу, не говоря уже о США, у них на сайте все в открытом доступе. Можно посмотреть первичные данные локатора и самому принять решение - придет к вам дождь или не придет. Это касается простых граждан.
«СП»: — А что с кадрами?
— Посмотрите на уровень заработных плат у специалистов в регионах. Что такое зарплата около 12 тысяч у инженера-синоптика высокой категории?
Молодежи немного. В штатах женщины, которые проработали на станциях 50, 40, 30 лет. Они даже по новому пенсионному возрасту должны на отдых уйти. Но продолжают работать, потому что на такую зарплату нормальный человек не пойдет.
Недавно была статья о том, какие убытки нанесла погода за последнее время, и кто-то подсчитал, во сколько это обошлось. Так может, чем восстанавливать разрушенной стихией хозяйство, эти деньги пустить на улучшение работы прогностических органов?
«СП»: — Сейчас говорят о реорганизации метеослужбы. А как она в других странах организована?
— В США, помимо государственной, есть частные коммерческие структуры, которые имеют свою наблюдательную сеть, работают по контракту с государственными органами.
У нас был в этом плане эксперимент с Москвой, но неудачный, когда Юрий Лужков создал Московское метеобюро. Оно хоть и было как-то в структуре Гидромета, но уровень зарплат там был другой. По идее, люди должны были работать лучше, но почему-то не получилось.
У нас сейчас все переходят на аутсорсинг. Так, может, и здесь по контракту работать, объявлять конкурсы? Но Гидрометслужба одна из немногих отраслей, которая лицензируется. Не может человек с улицы, будь он даже семи пядей во лбу, давать прогнозы кому-то. Потому что это чревато серьезными последствиями.
На Дальнем Востоке один любитель-самоучка создал сайт и начал писать прогнозы, предупреждения. Приморское управление по гидрометеорологии подало на него в суд, что он занимается деятельностью, на которую не получил лицензию.
Прогноз погоды: Аномалии погоды-2019: 16 регионов России попали под «барический удар»
Метеоновости: Прогноз погоды от Гисметео на выходные: второе «бабье лето» и холодный циклон