Власти Москвы работают над специальным законом, благодаря которому, по словам чиновников, жизнь инвалидов в столице к 2011 году должна стать максимально комфортной.
При этом уже до конца 2010 года столичные власти обещают сделать город удобным для людей с ограниченными возможностями на 70%. Правда, оценить этот комфорт в процентах, довольно сложно.
Сейчас инвалидам в Москве совсем не просто. Их в городе почти полтора миллиона. Более семи тысяч используют кресла-коляски. Говорить о свободе передвижения в их случае пока нереально. Узкий лифт (либо его отсутствие) в доме, неправильно оборудованный пандус у подъезда, просто припаркованная у дома машина для колясочника могут поставить крест на походе в магазин, больницу или аптеку.
Проблемы инвалидов копились десятилетиями. Наконец, 2009 год столичные власти объявили «Годом равных возможностей». В улучшение жизни людей с ограниченными возможностями были вложены огромные деньги, а общий объем финансирования комплексной целевой программы «Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы» на 2007−2009 годы составил 36,5 млрд руб.
Вот некоторые цифры из этой программы. «К 2009 году планируется достичь следующих результатов: количество услуг медицинской реабилитации — не менее 500 тыс. в год; количество удовлетворенных заявок по техническим средствам реабилитации — не менее 160 тыс. в год». Специальными приспособлениями для инвалидов должно было быть оборудовано 21,1 тыс. административных зданий и сооружений, обустроено множество подъездов в жилых домах, сделаны специальные съезды на переходах, оснащен информационными табло общественный транспорт. Кроме того, на каждом автобусном и троллейбусном маршруте должны были ходить специально оборудованные машины.
О том, как реализовали эту программу, что «Год равных возможностей» изменил в жизни столичных инвалидов, мы спросили у Светланы Штарковой, мамы особого ребенка, члена МОО «Дорога в мир».
«СП»: — Произошли ли какие-то реальные изменения?
— Да, пытались что-то сделать. К сожалению, то, что наблюдала я лично, сделано, как говорится, тяп-ляп. Например, перед подъездом дома, в котором я живу, сначала были установлены обычные «инвалидные рельсы». Крутой уклон делал их эксплуатацию невозможной, да просто опасной для жизни. К тому же они были узкими и не подходили для всех видов колясок. Я спрашивала у строителей: «Вы понимаете, что это будет неудобно в использовании?» На что прораб мне ответил: «Я делаю это для отчетности. По отчетности я обязан сделать именно так. А если вы хотите, чтобы было как-то иначе, пишите заявление и вам переделают». После того, как я рассказала об этой ситуации в прессе, все действительно, переделали. Но ведь это только в моем подъезде и по моей инициативе. А в соседнем подъезде такого нет, в гости туда с ребенком я не пойду.
«СП»: — То есть, отношение к проблеме похоже на формальное?
— Судите сами, на улице Капицы сделали сходы на тротуаре, чтобы не было перепада высоты и инвалид мог проехать на коляске. Их переделывали 4 раза, все прошлое лето. То 10 см высотой сделают, то 5… Я спросила у рабочих, руководствуются ли они какими-то нормативами. Мне ответили: «Да, перепад должен быть не более 2 см». Я удивилась, почему же тогда вы так не делаете? Ответа не последовало. Человек начал упорно что-то копать… Сейчас после зимы сходы нужно переделывать заново, потому что они разрушились из-за погодных условий. Я думаю, что так же будет и в следующем году… По-моему, в основном делают что-то, во-первых, для отчетов. Во-вторых, видимо, для того, чтобы была постоянная работа.
«СП»: — Стал ли общественный транспорт доступнее для инвалидов?
— Метро у нас абсолютно не оборудовано. Например, на Бутовской линии еще в 2004 году были установлены специальные лифты, но они ни разу не использовались. Какой в них смысл, если человек может прокатиться только по этой Бутовской линии — туда и обратно. Ведь доехав до конечной станции «Скобелевской», он очутится перед лестницей, по которой никак не подняться. Сейчас по городу запущены специальные автобусы с низкими платформами. Но из-за того, что люди у нас паркуют машины как им нравится, эти автобусы не могут подъехать вплотную к тротуару. Соответственно забраться в этот автобус на коляске невозможно. В общем, передвижение по городу возможно только на собственном автотранспорте. При этом специальные места для инвалидов на парковках, как правило, заняты кем-нибудь понаглее.
Существует так же социальное такси — машина, в которую можно поставить коляску. Работает оно из рук вон плохо. Может опоздать на день — два. Расплачиваются за него специальными талонами, которые продаются только в одном месте в Москве.
«СП»: — Какие еще проблемы остались не решенными?
— Большая проблема с техническими средствами реабилитации — колясками, ходунками. Их выдают всем одинаковые, без учета заболеваний и рекомендаций специалистов. Эти коляски не отличаются большим удобством и очень тяжеловесны. А если человеку нужно что-то другое, говорят, мол, вы купите сами, а мы вам потом компенсируем. Между тем, когда я озвучила сотрудникам центра стоимость необходимой моему ребенку коляски — 170 тыс., мне сказали — нет. Хотелось бы, чтобы эта система работала иначе. Чтобы не закупалось ничего заранее по тендерам, а чтобы работали с индивидуальными заявками, под конкретного человека. На самом деле, финансово это не будет дороже. Я полагаю, что огромное количество этих закупленных заранее технических средств остается просто невостребованными.
«СП»: — «Год равных возможностей» как-то повлиял на отношение окружающих к инвалидам?
— Отношение начинает меняться, это очевидно. Но это, если честно, не заслуга правительства или департамента города. Скорее, это личная заслуга людей, не очень-то сильно связанная с «Годом равных возможностей». Сами инвалиды, и родители детей инвалидов стали чаще заявлять о себе, перестали прятаться. Раньше боялись все, стеснялись и сидели по домам. А сейчас стали появляться в общественных местах, устраивать какие-то акции. Соответственно, меняется и отношение людей вокруг. Нельзя сказать, что произошли какие-то глобальные кардинальные изменения, но лед тронулся.
То, что «лед тронулся», безусловно, хорошо. Только давайте сопоставим цифры (36,5 млрд истраченных рублей) и результат — «инвалидные рельсы», съезжая по которым можно убиться, никому не нужные лифты, как на Бутовской линии, не рассчитанные под конкретного человека «ходунки»? А теперь зададимся вопросом: можно ли было за эти деньги сделать нормальные, без переделок, пандусы в подъездах, купить удобные для людей коляски и другие средства реабилитации, оборудовать съезды хотя бы на тех станциях метро, которые сдавались в прошлом году?
Сейчас столичные власти работают над специальным законом, который должен облегчить жизнь инвалидам. Надо полагать, под него пойдет определенное финансирование. Но что-то подсказывает, что распорядятся этими деньгами, как и прежде. Зато отчетность будет блестящая.