Судебные приставы в России превратились в полноценную силовую структуру. Профессиональных взыскателей долгов фактически приравняли к полицейским и военнослужащим.
Приставы получат право взламывать двери квартир
На днях президент Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым с 1 января 2020 года в Федеральной службе судебных приставов будут проходить государственную службу, а не федеральную государственную гражданскую службу как прежде. Для приставов это нововведение сулит очень большие возможности.
Во-первых, сами сотрудники ФССП теперь станут настоящими силовиками, как и сотрудники полиции, Росгвардии или Федеральной службы исполнения наказаний. То есть, они получат специальные звания, будут выходить на пенсию раньше, как полицейские и росгвардейцы. Повысятся и требования к тем, кто хочет поступить на службу в ФССП — возрастные и профессиональные. Отбор будет более строгим. Руководители государства и самой ФССП рассчитывают, что такие меры повысят качество личного состава службы судебных приставов и сделают приставов более ответственными в своей работе. Ведь местом со специальным званием и ранней пенсией будут дорожить гораздо больше, чем обычной работой.
Во-вторых, у судебных приставов значительно вырастут полномочия. До последнего времени судебные приставы, хотя и занимались взысканием долгов с граждан, но все же не обладали теми правами, которыми были наделены полицейские или военнослужащие ФСБ. Теперь все меняется. Так, недавно приставы получили возможность взламывать двери в квартиры и дома граждан. Правда, речь идет об исключительных случаях, но, как говорится, лиха беда начало.
Обычно, когда идет речь о расширении полномочий судебных приставов, власть сразу вспоминает о том, что они занимаются взысканием долгов с граждан. Чаще всего говорят про алименты — а как еще добиться сочувствия у миллионов российских матерей, в одиночку воспитывающих детей? Выстраивается такая картина — вот «негодяй», не желающий содержать своего же ребенка, а вот благородные приставы, которые получают возможность более оперативно таких «негодяев» выявлять и заставлять их отдать детям причитающиеся деньги.
При этом старательно молчат о том, что приставы взыскивают долги и по просроченным кредитам, и по жилищно-коммунальным платежам, работая с наиболее обездоленной частью российского населения. Между тем, уже сам факт того, что приставы получат право ломать двери в квартиры россиян, говорит о многом. Все больше становится ведомств и служб, наделенных подобными полномочиями.
К чему приведет расширение полномочий приставов?
Стремление власти к расширению полномочий приставов понятно. Чем больше в стране силовых структур, тем в большей безопасности власть себя чувствует. Тем более, что и задолженность населения по обязательным платежам, «коммуналке», кредитам достигает невероятных размеров и, скорее всего, будет только расти, учитывая такие социально неблагоприятные факторы как повышение пенсионного возраста, инфляция, безработица, углубляющееся неравенство мегаполисов и маленьких населенных пунктов.
Среди российских юристов и правоведов нет единой точки зрения по поводу расширения полномочий судебных приставов. Так, юрист Александр Холанд считает, что расширять полномочия ФССП не стоит.
— Есть полиция. Если требуется вскрыть дверь, то те же «газовики» или жилищная инспекция могут обратиться за помощью к полиции и в присутствии сотрудников полиции дверь и вскроют. А наделять таким правом все новые и новые службы это означает будоражить граждан.
Адвокат Тимур Харди, сам в прошлом работавший в структуре Федеральной службы судебных приставов, не видит особой опасности для граждан в расширении полномочий приставов. Но любое увеличение полномочий, по мнению адвоката, должно сопровождаться и ужесточением контроля государства за деятельностью правоохранительных органов. Прокуратуре и другим надзорным органам придется более внимательно относиться к деятельности ФССП, особенно на местах.
Приставы пойдут на пенсию как военные и полицейские
Но дело даже не столько в том, что приставы получат возможность взламывать двери в квартиры россиян. В конце концов, от наличия такого права у сотрудников полиции подобные случаи все равно не стали массовыми. Проблема в другом. Сам факт превращения института судебных исполнителей — приставов, некогда выполнявшего сугубо технические функции, в новую мощную силовую структуру не может не настораживать. У судебных приставов уже есть даже свои спецподразделения, хотя их предназначение не очень понятно. Зачем он взыскателям алиментов и проблемных долгов? Защита зданий Минюста? Но по такой логике свой спецназ должны создавать и больницы, и школы и даже библиотеки.
Когда власть повышает пенсионный возраст россиян, то говорит о нехватке средств на выплату пенсий труженикам, достигшим 55−60-летнего возраста. Мол, придется повышать возраст, иначе кормить пенсионеров не сможем. Но создание все новых и новых силовых структур как то не соотносится с такой политикой. Ведь те же приставы, получив права военных и полицейских, также будут выходить на пенсию в 40 лет, использовать многочисленные льготы, хотя у большинства профессиональных взыскателей долгов служба, будем откровенны, не столь опасна и трудна. Или водителю автобуса, слесарю «Водоканала», сварщику или кровельщику, фельдшеру «скорой помощи» работается легче, чем судебному исполнителю?
Подобными решениями власть лишь провоцирует дополнительное общественное недовольство. Нужно ли это Кремлю? Выходит, что нужно, если сейчас один заведомо непопулярный закон следует за другим.
Новости Украины: Глава Нацполиции Украины допустил легализацию проституции