Итак — свершилось: Минфин и ЦБ раскрыли параметры новой накопительной пенсионной системы. В ближайшее время законопроект «О государственном пенсионном плане» (ГПП) вынесут на публичное обсуждение, а затем внесут в Госдуму.
Заметим: систему переименовали в очередной раз. Ранее она называлась индивидуальный пенсионный капитал, потом — гарантированный пенсионный продукт. Но цель осталась прежней: дать гражданам возможность за счет добровольных личных взносов с зарплат в НПФ копить на будущую пенсию.
Вот ключевые пункты ГПП:
— Участие в ГПП будет добровольным, а стимулировать граждан копить на пенсию власти намерены с помощью налоговых преференций.
— Гражданин сможет не платить НДФЛ (13%) с доходов, которые добровольно перечислит на накопительную часть пенсии, но не более 6% от своего дохода. Если он захочет отложить на пенсию бОльшую сумму, то сможет эти расходы (свыше 6% от дохода) включить в уже существующий социальный налоговый вычет — он ограничен 120 000 рублями в год.
— Получит льготы и работодатель: если он решит софинансировать накопительную часть пенсии работника, то сможет вычесть эти расходы из базы по налогу на прибыль, но не более 6% от зарплаты сотрудника. Вычет будет увеличиваться на повышающий коэффициент: в первые шесть лет — 1,3, а затем — 1,6. Общая сумма вычета не может превышать 12% от расходов на оплату труда.
— Граждане смогут перевести свои накопления в ГПП через работодателя, подписав с ним договор или лично через Единый портал государственных услуг. Воспользоваться возможностью смогут как наемные работники, так и самозанятые.
— Граждане смогут переводить свои средства по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) в ГПП.
— Взнос человек определит сам и сможет менять его размер каждый месяц, а также приостанавливать его уплату. В течение шести месяцев после подачи заявления об участии в ГПП можно передумать и потребовать вернуть уплаченные взносы.
— Накопленная пенсия будет наследоваться и застрахована на сумму до 1,4 млн. рублей.
— НПФ смогут сами без УК управлять деньгами людей, направленными на ГПП, но если у фонда нет аккредитации для работы в обязательной пенсионной системе, он должен будет ее получить.
— НПФ будут обязаны не реже чем раз в пять лет фиксировать сумму пенсионных взносов на счете участника ГПП. Она не может быть меньше суммы поступивших взносов и той, что была на дату последней фиксации.
— Оператором системы станет Национальный расчетный депозитарий: он будет администрировать и контролировать денежные потоки. Его задача — минимизировать роль работодателя в расчете пенсии. НРД будет фиксировать все переводы между пенсионными фондами, через него будут проходить и выплаты накопительной пенсии.
— Человек сможет начать получать накопительную пенсию либо в момент наступления пенсионного возраста, либо по истечении 30 лет с даты начала уплаты первого пенсионного взноса по ГПП. Это будет зависеть от того, какой срок наступит раньше. При этом пенсионная выплата по ГПП будет ежегодно подлежать индексации на уровень инфляции.
На первый взгляд — выглядит неплохо. Однако остался нерешенным ряд важнейших моментов. По мнению аналитиков, сравнивать новую российскую накопительную систему следует с американской системой страхования 401 (К) — по ней в США застрахованы более 70 млн. человек. Так вот, у 401 (К) огромное преимущество: работник может сам у себя из накопленных средств занять — без процентов, в крайних ситуациях. Это — банкротство или болезнь, выходящая за рамки страховки, ипотека, образование детей.
Но главное: системы типа 401 (К) так популярны, потому что в США прогрессивное налогообложение. Американец вправе заслать по 401 (К) на пенсионное страхование 21 тысячу долларов в год (налог с этих денег не взимается). Это часто та сумма, которая отделяет работника от перехода на повышенный норматив прогрессивного налога. Плюс — в Америке пенсионные накопления гарантируются законом о страховании банковских вкладов на солидные 250 тысяч долларов.
В нашем ГПП ничего подобного нет и не будет. Зато со стороны граждан есть огромное недоверие к любой накопительной пенсионной системе. Это значит, что голубая мечта государства — переложить обязанности по пенсионному обеспечению на плечи самих граждан — вряд ли осуществится.
— Новая накопительная система получилась тоже довольно бестолковой и половинчатой, — считает доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. — Да, она включает элементы добровольного страхования накопительного типа. Но гораздо важнее, я считаю, то, чего в ГПП нет. Главное: непонятно, на каких условиях будут переводится в ГПП «замороженные» средства граждан, сделанные по обязательному страхованию накопительного типа в период с 2002 по 2014 годы.
Хотелось бы знать, какие у НПФ результаты инвестирования этих средств за 18 лет (после 2014 года взносы в систему не делались, но деньги по-прежнему инвестировались)? Знать данные не по конкретному гражданину (НПФ сейчас предоставляют такую информацию только лично каждому, по его запросу), а картину в целом. Потому что сейчас об этих результатах вообще ничего не известно.
На мой взгляд, прежде чем вносить новые поправки в пенсионное законодательство, нужно провести общегосударственный аудит работы прежней системы обязательного накопительного пенсионного страхования.
В начале нулевых, напомню, планировалось, что к 2015 году в этой системе будет 10−15 трлн. рублей. Сейчас, если исходить из имеющихся данных, — лишь около 3 трлн. рублей.
Аудит, я считаю, необходим, чтобы с новыми НПФ эта история не повторилась.
Замечу: в рамках ОПС гарантировалась сохранность взносов без ограничений, а вот на инвестиционный доход гарантии не распространялись вовсе. Поэтому НПФ могли эти деньги запросто «потерять». Получалось — откладывать на старость на счет в банке выгоднее. Банки хотя бы платили депозитный процент.
«СП»: — ГПП предусматривает расширенные налоговые льготы. Это делает новую систему выгодной для работника?
— В ГПП четко сказано одно: отчисления гарантируются в сумме 1,4 млн. рублей. Причем, не только взносов, но и инвестиционного дохода.
Поймите — это очень мало. Если, допустим, речь идет об инвестиционной доходности 6%, то доход с 1,4 миллиона рублей — это 7 тысяч рублей в месяц. На первый взгляд, с учетом, что средняя пенсия на начало 2019 года составляла 14 400 рублей — не так уж мало. Но загвоздка в том, что этот доход работник получит через 20−30 лет. И тогда 7 тысяч рублей, как принято говорить, будут совсем другими деньгами.
Еще очевидный минус — в ГПП нет обязательности участия работодателя. Это очень хорошо, что с взносов работодателя снимается налог на прибыль. Но вот собственные взносы застрахованного, насколько можно судить, освобождаются только от НДФЛ (13%), но не от социальных взносов (30%).
По-хорошему, пусть бы и 30% социальных взносов уходили на счет работника в НПФ, как часть взноса работодателя. Тогда бы получалось так: ты перечисляешь в НПФ 1 рубль — работодатель добавляет 43 копейки. Это уже интересно. А в предлагаемом варианте на 1 рубль работника прибавка от работодателя всего 13 копеек. Тут все просто: 43 копейки — это стимул. А 13 копеек — не стимул.
В данном случае отрицательно работает наша плоская шкала налогообложения. Ведь как происходит в Америке, если работник участвует в 401 (К)? Он перечисляет деньги на пенсионный счет — и остается на низкой ставке подоходного налога.
Скажем, у американца поперла карьера — он начал зарабатывать 100 тысяч долларов в год. Но одновременно у него должна повысится ставка НДФЛ. Но он берет, и 21 тысячу, положенную по закону, отгоняет на 401 (К). У него теперь доход не 100 тысяч, а 79 тысяч. И ставка НДФЛ не 25%, а всего 20%.
На деле, у меня складывается впечатление, что НПФ настаивали через лоббистов в правительстве, чтобы у был какой-то источник средств в новой накопительной системе. По доступу к бюджетным средствам фонды не договорились. И вот им сунули «на отвали» схему с ГПП.
«СП»: — Власти явно хотят сделать новую накопительную систему массовой. Им это удастся?
— Сомневаюсь. Если люди не знают, что происходило в прежней накопительной системе — а системы очень похожи — они не пойдут в новую, непонятную систему.
В свое время власти констатировали, что доход в обязательной накопительной пенсионной системе был ниже уровня инфляции. А как будет в новой системе?
В 2002 году в стране было более 200 НПФ, и от них осталось всего 40. А как будет теперь? Сколько, грубо говоря, украли НПФ за 2002−2019 годы?
Пока на эти вопросы нет ответов, граждане вряд ли будут доверять накопительным пенсионным системам.
«СП»: — Можно ли сказать, что ГПП — попытка государства уйти от ответственности за пенсионное обеспечение?
— Это попытка уйти от солидарной системы в социальном страховании. И проблема здесь в том, что такой уход означает разрушение опорного института гражданского общества, и опорного института социального государства.
— Доверие к НПФ действительно подорвано, и «обелить» накопительную систему достаточно проблематично, — отмечает декан факультета социологии и политологии финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Многие НПФ приказали долго жить. И это во многом скомпрометировало идею пенсионных накоплений на перспективу.
Я сам помню, как граждане получали «письма счастья», в которых говорилось, сколько у них накапало пенсионных накоплений. Люди всерьез рассчитывали, что впереди у них — обеспеченная старость. И вдруг оказалось, что ничего этого нет и не предвидится.
Если честно: я не полагаюсь ни на государство, ни на негосударственные пенсионные фонды, которые обещают обеспечить мою старость. Лучше, я считаю, готовить «подушку безопасности» самостоятельно.