Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество / Туризм
29 октября 2019 08:28

Везде были? Сходите на завод

Внутренний, независимый, промышленный: туризм в России обсуждали на форуме Visit Russia в Ярославле

8713

Внутренний туризм — тема, которая регулярно появляется в новостях федеральных СМИ, о ней говорят чиновники и представители индустрии. В ней есть и успехи, особенно на волне прошлогоднего чемпионата мира по футболу, есть и огромное пространство для работы, немало просто объективных проблем, никак не зависящих непосредственно от людей, развивающих туризм в России.

Но в то же время, эти люди действительно работают и, например, на Международном туристическом форуме Visit Russia, прошедшем на прошлой неделе в Концертно-зрелищном центре «Миллениум» в Ярославле, журналист «СП» увидел представителей туриндустрии, которые не сетуют год за годом о том, что россиянам только Турцию подавай, а думают над тем, что надо сделать, чтобы наш турист и на теплое море съездил, и приятно провел время в родных краях.

На самом деле, российский турист с удовольствием съездит и «внутренне», если это будет недалеко, недорого и интересно. И в этом плане Ярославская область — один из ключевых регионов, поскольку сочетает тысячелетнюю историю, огромную насыщенность достопримечательностями и близость к Москве (всего 3,5 часа на поезде). К тому же, в Ярославской области так усиленно работают над привлекательностью в глазах туристов, что в дополнение к государственным музеям один за другим появляются независимые частные, создавая целые кварталы и кластеры, прокладывая новые маршруты по «пространственно-временному континууму» региона.

Немного цифр, прозвучавших на форуме. За 2018 год Ярославскую область посетили 4,1 млн. туристов. В 2019 году, как сообщила директор департамента туризма правительства Ярославской области Юлия Рыбакова, за 9 месяцев в регион прибыло 3,6 млн. человек. Стратегическая цель — к 2025 году достичь 8 млн. туристов и войти в пятерку туристических регионов страны.

«Форум проходит уже в девятый раз, мы рады собрать такую уважаемую команду профессионалов, которые продвигают наши города и страну в целом, чтобы было комфортней и интереснее приезжать к нам и быть туристами. При разработке экономической стратегии города на ближайшие 5 лет мы учитывали, что главным звеном в ней является туризм. Количество туристов в Ярославской области растет, они меняются, появляются новые страны, увеличивается и интерес к самому Золотому кольцу», — отметил на открытии форума мэр Ярославля Владимир Волков.

Форум Visit Russia в этом году в Ярославле проходил в партнерстве с международным форумом «Культура в действии», такое объединение позволило собрать еще более интересный состав участников и сделать дискуссии насыщеннее и плодотворнее.

К примеру, гостями форума помимо ведущих российских специалистов были экс-директор Ассоциации независимых музеев Великобритании Сэм Хант, главный хранитель Музейного центра Ваприикки Тиму Ахола, основатель и директор Ассоциации музеев Амстердама Бьорн Стенверс и многие другие интересные и яркие спикеры.

В плане понятия частный или независимый музей Ярославская область — несомненный лидер. Именно здесь в далеком 1993 году появился первый частный музей России «Музыка и время», созданный актером и коллекционером Джоном Мостославским. В это любопытное место на Волжской набережной можно зайти и сегодня, только теперь это целый комплекс с бутик-отелем, пряничной лавкой, музеями фарфора и самоваров.

Время не прошло даром и для дела частных музеев в регионе. Сейчас, как рассказала Юлия Рыбакова, в Ярославской области их уже более 90 (при этом, 11 открылось в 2019 году). Эта цифра на порядок превышает число государственных музеев.

Что такое частные музеи? Как отметил в ходе дискуссии «Независимый сектор и частные музеи: смена правил и новые масштабы» Сэм Хант, это музеи, которые «как грибы растут из земли и не придуманы государством». В Великобритании, где на культуру, по словам Ханта, по всем направлениям траты сократили на 40%, финансовая независимость, гибкость и креативность частных музеев приходится очень кстати. Несмотря на сложные финансовые условия, их становится все больше, хотя, как отметил Хант, примерно половина остаются не аккредитованными.

Как они выживают? Образуют консорциумы, делятся сотрудниками, генерируют новые источники дохода и привлекают новую аудиторию, быстрее реагируя на вызовы, чем устоявшиеся структуры старого типа. В пример Сэм Хант привел Морской музей Корнуолла, попечителем которого является. Этот музей сумел доказать местным властям, что приносит серьезную выгоду городу.

Тиму Ахола, говоря о финском опыте, сообщил, что в Стране тысячи озер имеется ровно такое же количество музеев — и это всего на 5,5 млн. жителей. Государственное финансирование остается очень важным для финских музеев и составляет почти 78%. При этом, из тысячи только 300 музеев могут считаться профессиональными, то есть, управляемыми государством или муниципальными властями.

Как отметили зарубежные эксперты, в Европе наблюдается такое явление, как потеря государственного финансирования профессиональными музеями и его обретение независимыми, то есть, два разных видения нередко встречаются посередине.

«Почему люди должны давать деньги музеям? Просто потому что мы интересные. Музеям доверяют больше, чем компаниям. Кому вы больше доверяете, Кока-Коле, Макдональдсу или музею?», — поставил довольно неожиданный вопрос аудитории Бьорн Стенверс.

Говоря о российской практике, декан факультета управления социокультурными проектами Московской высшей школы социокультурных и экономических наук Ольга Карпова отметила, что в настоящее время нужно «что-то делать с непреодолимым водоразделом между государственным и негосударственным сектором».

«Государственная сеть всегда говорила о национальной истории. Но локальная история была почти вымыта из музейного дискурса, и большая задача восстановления этой локальной истории стоит на повестке дня уже 10−15 лет. Остается много белых пятен и миссия негосударственных музеев в том, чтобы заполнять эти пустоты. Маленькие сообщества должны иметь голос и представленность», — заметила Ольга Карпова.

Эксперт также отметила, что, при всем интересе к высказываниям зарубежных экспертов о финансовой гибкости и независимости, в России госфинансирование представляет собой стабильность, а поле негосударственных музеев — это турбулентность и риски, в которые многие не решаются окунуться, в результате проекты часто остаются на уровне задумок.

Юлия Рыбакова, комментируя дискуссию, отметила, что частные негосударственные музеи являются масштабным инструментом, с которым необходимо работать государству. Директор департамента туризма правительства Ярославской области согласилась со спикерами, что частные музеи часто креативнее и свободнее, и при этом выступают важнейшим партнером государственных учреждений культуры.

«На этом форуме мы подводим некоторые итоги, представляем новые проекты и обсуждаем вызовы, которые стоят перед туристической отраслью. Для нас очень важно, что бренд Visit Russia позволяет обсуждать не только внутрирегиональную тематику, но и проблемы, стоящие перед Россией в целом. На этой площадке представляются наши лучшие проекты, решения, мне кажется, что мы подаем повестку развития российского туризма, актуализируем тренды и события, которые очень важны для всей страны, — рассказала Юлия Рыбакова, — Больше диджитала, интерактива, ключевых смыслов, которые интересны современному жителю мегаполиса. Мы специально сделали фестиваль «Музейный ретрит» накануне форума, на котором в каком-то смысле пересобрали и переописали все наши музеи и договорились, что они показывают некие специальные предложения в рамках мероприятия. Это двусторонняя история, когда работаешь с игроками рынка и, я бы сказала, с их идентичностью.

Мы делали исследование по Санкт-Петербургу года 4 назад и поняли, что «городской туризм» все меньше ходит в музеи, он делает что-то другое, и это вызов. Но при этом самая высокая посещаемость музеев связана с доступностью транспортных потоков, то есть, если человек едет куда-то, то он и идет в музей. И в этом плане меня радует, что в Ярославской области все равно существует множество музеев не на федеральной трассе, а в глубинке, то есть, по ярославским меркам в глубинке, часа полтора езды от областного центра. И там частные музеи вполне себе успешно живут и процветают".

Фестиваль «Музейный ретрит» — это третья часть прошедшего форума, присутствующая больше в качестве эха. Это мероприятие проводилось в Ярославской области с 28 сентября по 20 октября, за 4 уикенда гостям предлагалось посетить 50 частных музеев более чем на 30 музейных площадках на 9 территориях области, предлагалось 15 авторских маршрутов.

Стоит отметить, что фестиваль на этот раз даже не затронул такие любопытные места, как Мышкин, Рыбинск или Тутаев. Не будем касаться и наиболее очевидных мест туристического притяжения в Ярославле, Ростове, Угличе и Переславле-Залесском, а также Историко-культурный комплекс «Вятское». Возьмем неочевидные, такие как Музей «Царство Ряпушки» в селе Веськово Переславского района (о вкусной рыбке с городского герба), Музей баклуши и Библиотека варенья на трассе «Холмогоры» в Семибратово (здесь можно научиться делать деревянные ложки), Музей Дыр и Заплат в Кирьяново около Мышкина (с материалистической точки зрения, здесь можно изучить быт рыбаков, а если подойти глубже — вырисовывается и Море дыр из битловской Yellow submarine), а также переславские Музей крестьянского дизайна «Конь в пальто» и Музей хитростей и смекалки, угличский музей необычных велосипедов с не менее оригинальным названием «Самокатъ», «Мой любимый мишка» в Ярославле и, наконец, музей, в котором «бахорят по-кацки» в деревне субэтнической группы «кацкарей» Мартыново на берегах реки Кадка.

Даже этот беглый перечень показывает, что вам определенно будет, чем заняться в Ярославской области, которая, как известно, находится в непосредственной близости от столицы (кстати, не забудьте, что совсем рядом и Кострома, где также полно интересных музеев). Но в департаменте туризма вовсе не собираются останавливаться на достигнутом. Промышленный туризм — вот новое веяние, которое активно осваивают здесь, и о котором шла речь в ходе второго дня форума Visit Russia.

Как рассказала «СП» Юлия Рыбакова, к промышленному туризму сейчас есть большой интерес туристов, в частности, молодежи. «Это экономика впечатлений, туристам очень интересно. Папы водят мальчиков и формируют их мужскую идентичность. Да и многие женщины интересуются. Плюс промышленный туризм работает на картинку будущего, предприятиям важно формировать лояльных сотрудников», — заметила директор департамента туризма правительства Ярославской области. Уже сейчас около 30 предприятий региона готовы принимать туристов, сообщила Юлия Рыбакова.

Промышленный туризм способен действительно расширить кругозор туристу, на отечественных предприятиях можно увидеть по-настоящему занятные вещи, и для этого вам не придется заканчивать технический вуз или получать подходящую рабочую специальность. К примеру, промышленный туризм давно практикуют российские металлурги, Выксунский металлургический завод прошлым летом заинтересовал даже мексиканских футбольных болельщиков.

В Санкт-Петербурге, как отметила директор ассоциации промышленного туризма «Северо-Запад» Ирина Семенова, есть и еще один важный фактор. Дело в том, что в городе на Неве «реальное пресыщение туристами в центре, а промтуризм позволяет растянуть их по окраинам».

С точки зрения промышленного туризма в Питере есть, над чем работать, но уже сейчас можно посмотреть защитные сооружения от наводнений, посетить Императорский фарфоровый завод, производство гобеленов и т. д.

Несомненно, и ярославские предприятия, многие из которых награждались на форуме за патриотизм и продвижение региона (путем наличия топонима в названии), готовы развивать туризм в своих стенах. Конечно, не всякая продукция может попутно эффективно продаваться гостям (в этом плане чаще всего на форуме обсуждались двигатели), но быть может это и необязательно, и отсутствие подсознательной мысли о том, что тебя привезли, чтобы попытаться что-то продать, как в той же Турции, лишь усилит природную любознательность. А там турист и сам начнет поиск, чтобы ему такого купить. Тем более, что человек, бывавший в Ярославле, знает, что в плане местных сувениров тут полный порядок.

Безусловно, очень важно, чтобы промышленный туризм развивался на действующих предприятиях, а не вымарываемых из городской среды под «коворкинговые пространства», ну и точечную застройку, разумеется. Чтобы молодежь, в образовательных целях занимающаяся промышленным туризмом, понимала, что перед ними не только преданья старины глубокой.

Кстати, как от отечественных, так и от иностранных спикеров в контексте промышленного туризма немало говорилось о советском наследии, трудовых подвигах наших дедов, о которых должны знать подрастающие поколения.

Например, директор по стратегическому развитию консалтинговой группы «Город мастеров» Тамила Сафикюрдская, во время награждения компаний с ярко выраженной «ярославскостью» в названиях, сказала такие слова.

«Спасибо вам за то, что вы гордились тем, что вы ярославские и никогда не прятали это ни на этикетках, ни в документах, ни в названиях. Это очень классно, и чем больше будет таких предприятий, тем больше и доверия к территории. Мы — индустриальная страна, люди очень доверяют промышленным предприятиям. Мы — страна пролетариата, люди очень доверяют рабочим рукам. Люди едут туда, где умеют работать, покупают то, что хорошо производят».

В более широком смысле, для внутреннего туризма нужна и внутренняя промышленность. А возможно, промышленным туризмом полезно будет заняться и представителям власти, тем из них, кто не уверен, что производство — наша цель.


Новости туризма: Россияне назвали самую дешевую страну для путешествий

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня