В ноябре на Тамбовщине с деревьев опадают листья, и этим мало кого удивишь. Но в течение последнего времени в регионе наблюдается еще одно интересное природное явление — в массовом порядке слетают со своих должностей крупные чиновники, приземляясь порой непосредственно на тюремные нары. Начальник комитета потребительского рынка администрации Тамбова Оксана Ларкина арестована, глава тамбовского Госжилнадзора Сергей Захарцев уже осужден на четыре года строгого режима, директор Фонда содействия предпринимательству Андрей Блудов пока что в СИЗО.
Был задержан первый заместитель главы администрации Тамбова Дмитрий Алехин, и, хотя он пребывает сейчас на свободе, отстранен от работы до завершения следственных действий. И это только в нынешнем году.
В прошлом за взятки были осуждены, в частности, еще бывший главный налоговик области и бывший замначальника МЧС, также задерживался по подозрению в злоупотреблении полномочиями экс-глава администрации Тамбова.
Не миновал интерес силовиков и тамбовских вице-губернаторов. Один из них, Глеб Чулков, оказался под домашним арестом. В кабинете еще одного заместителя губернатора, Сергея Иванова, провели обыск.
Все дела, в которых замешаны упомянутые крупные чиновники региона и его столицы, имеют отношение к взяткам и мошенничествам, то есть являются чисто коррупционными. Как видим, снаряды ложатся все ближе к губернатору региона Александру Никитину. И ему, конечно, есть, о чем задуматься, особенно в свете предстоящих в 2020 году выборов. Тем более, что Следственный комитет закрыл в связи с отсутствием состава преступления дело против местного журналиста за критический материал, якобы содержащий клевету на губернатора.
А местные антикоррупционеры очень заинтересовались некоторыми госзакупками правительства Тамбовщины, целесообразность которых вызывает очень серьезные вопросы.
Коррупцией чиновников наш народ не удивишь. Аресты, посадки и сроки, пусть порой даже условные, — все это дело нужное, и отношение к чиновникам-коррупционерам должно стать еще жестче. Но, как видим, никакого коренного перелома в борьбе с коррупцией в результате не происходит. Взятки как брали, так и берут. Нередко берут и больше, закладывая риск посадки в чиновничий коррупционный прайс. Это значит, что государство с борьбой против коррупции не справляется, и применяемый для этого арсенал мер не является достаточным.
А там, где не справляется государство, к решению проблемы необходимо привлекать общество. В нашем случае — тех самых людей, на благо которых чиновники и должны трудиться. Ведь формально работодателем наших чиновников является народ, который их содержит за счет своих налогов. Однако никаких реальных механизмов, чтобы заставить нерадивого и вороватого госуправленца трудиться как следует, и уж тем более уволить его с должности, народ не имеет.
Да, есть митинговая активность улицы, есть посадки коррупционеров. Но и то и другое — крайние случаи. Для многочисленного митинга люди должны быть совсем уж доведены до отчаяния, и то никаких гарантий, что к улице прислушаются и пойдут ей навстречу, на самом деле нет. А ловят за руку на преступлении и сажают далеко не всех, кому не место на своих постах.
На примере массовых посадок в том же Тамбове, мы видим, что власть там утратила поддержку и доверие людей. Но механизмов, чтобы избавиться не только от явных коррупционеров во власти, но и от множества неэффективных и утративших доверие чиновников, у местных жителей нет. Я считаю, что такие механизмы должны быть. На самом деле это никакая не фантастика.
Разработать и прописать законодательно комплекс направленных на это простых, недорогих и понятных каждому инициатив совсем несложно. Это должна быть процедура гражданского отзыва нерадивого и эффективного госслужащего с должности по решению граждан, проживающих в регионе, в котором работает чиновник.
Такая процедура может быть реализована путем электронного голосования. Например, если тот или иной чиновник не набирает выше 50% голосов доверия и одобрения своей деятельности со стороны жителей своего округа, города, региона, он должен освободить свое место для человека, который справится лучше. Для этого не нужно никаких затратных референдумов, и в то же время действительные работодатели смогут контролировать работу своего наемного персонала и увольнять его.
Такая ситуация будет не только удерживать чиновников от нарушений законодательства, но и стимулировать их на эффективную работу. Безусловно, поможет такое нововведение и борьбе с коррупцией, поскольку, во-первых, управленцы будут находиться под пристальным общественным контролем, во-вторых, нерадивые и нечистоплотные «народные слуги» имеют все шансы лишиться своих должностей задолго до того, как им придет в голову что-то украсть или взять взятку. А в третьих — те, кто рассматривает государственную службу как выгодную кормушку и возможность тянуть с людей поборы, работать на таких условиях просто не пойдут. Так что выиграет и общество, и сами чиновники. Точнее, те из них, которые действительно хотят работать честно и оздоровить систему. А такие есть.
Власть: Перестройка Горбачева может повториться в России
Новости внутренней политики: Зюганов: у президента власти больше, чем у фараона