Министерство труда и социальной защиты России разработало документ, предусматривающий выплату стипендий людям 50 лет и старше, если те решат пройти переобучение, чтобы затем найти новую для себя работу.
Как сообщает РИА Новости, обучать предпенсионеров предполагается по трем схемам: по направлению от службы занятости, по направлению работодателей или с использованием инфраструктуры Союза «Ворлдскиллс Россия». В первом и третьем случаях расходы может компенсировать государственный бюджет: обучающиеся будут получать стипендию, как обычные студенты. А резюме гражданина автоматически попадет на портал «Работа в России».
Сообщается, что пока проект проходит независимую антикоррупционную экспертизу. Параллельно региональные власти вместе с работодателями составляют списки самых востребованных профессий. Их перечни планируется разместить в Общероссийской базе вакансий «Работа в России».
В проекте документа также указывается, что ежегодно профессиональную переподготовку и дополнительное образование будут получать не менее 75 тысяч человек. В общей сложности к концу 2024 года новые профессии должны обрести более 450 тысяч россиян старшего возраста.
Что это? Запоздалая забота о тех, кого власть недавно столь цинично ограбила? Стыдливое признание правительством России собственных ошибок? Подачка обездоленным?
— Вопрос в том, что переобучение вовсе не гарантирует, что вы потом найдете работу по специальности, — подчеркивает главный редактор ФОРУМ. мск. Анатолий Баранов. — Система рассчитана на то, чтобы занять людей хоть чем-то, снизив социальную напряженность. Это не переобучение, а способ уйти от социальных обязательств. Стипендия маленькая, на нее не проживешь. К тому же не факт, что все пожилые обучающиеся доживут до приобретения новой специальности.
«СП»: — Согласно документу, образование можно будет получить по трем моделям. В первом варианте гражданина направляют в учебное заведение из службы занятости. Во-втором — от работодателя. Третий вариант предполагает обучение при участии союза «Ворлдскиллс Россия». Что это за союз? Кто за ним стоит? Чьи интересы он обслуживает?
— Да бог его знает, что там за союз. Видимо, создали только что под программу переобучения. Главное — занять людей, дать им какую-то надежду. А там — глядишь, и рассосется. Это гуманно. В Англии двести лет назад просто вешали или высылали в колонии.
Что касается заинтересованности работодателей — это тоже открытый вопрос. Работодатель за свой счет станет готовить себе пожилого, то есть — бесперспективного работника? Очень сомнительно.
«СП»: — Откуда деньги у правительства на обучение и стипендии? Кстати, ничего не сообщается о размере этих выплат. Будет ли стипендия хотя бы приближена к прожиточному минимуму?
— Стипендия заведомо меньше пенсии. На нее не распространяются требования о прожиточном минимуме. Следовательно, это выгодней, чем платить пенсию. К тому же получение стипендии будет негарантированным.
«СП»: — В настоящее время составляется список наиболее востребованных для людей после 50 лет профессий. Какие профессии, по-вашему, в него войдут?
— На рынке труда сейчас нет профессий, которые бы рвали с руками. Хотя какие-то рабочие специальности — токарь, фрезеровщик, оператор КИП, сварщик могут быть востребованы.
«СП»: — Чем вообще грозит рынку такое количество внезапно свалившихся на него рабочих рук? Будет ли конкуренция? Повышение безработицы среди молодежи и т. д?
— Вряд ли. Если молодой человек захочет стать токарем, то станет. Но и это тоже фикция: квалифицированный рабочий получается из выпускника ПТУ лет через 10−15. А кому нужен выпускник ПТУ 50-ти лет?
«СП»: — Сообщается, что в настоящее время проект проходит независимую антикоррупционную экспертизу. Остается ли тут место коррупции? Каков масштаб?
— Видимо, авторы идеи боятся, что в стране во множестве появятся фиктивные «курсанты». Хотя что-то мне подсказывает, что больших очередей за стипендиями не будет. Ну, прикиньте: вам вместо пенсии под конец жизни предлагают поучиться в ПТУ… Бред, вообще-то.
— Это свидетельство того, что власть, наконец, начала осознавать последствия решения о повышении пенсионного возраста, — считает политический обозреватель газеты 2000″ Дмитрий Галкин. — Однако намеченные меры, как представляется, не позволят решить главную проблему: обеспечить трудоустройство людей старшего возраста в малых и средних городах.
Во-первых, там попросту нет работы. Поэтому нужно создавать дополнительные рабочие места, а не обучать безработных новым специальностям.
Во-вторых, учащимся возрастом старше 50 лет собираются платить обычную студенческую стипендию. Прожить на нее невозможно. А накоплений, которых было бы достаточно на несколько месяцев жизни, у подавляющего большинства российских граждан, проживающих в малых и средних городах, попросту нет. Поэтому через несколько лет в таких населенных пунктах может появиться значительное число людей, которые раньше получали бы пенсию, а в нынешних условиях будут лишены какого бы то ни было дохода.
«СП»: — Власть заинтересована, чтобы как можно большее число предпенсионеров продолжали работать?
— Власть, судя по всему, не только плохо представляет реальную ситуацию на рынке труда, но даже не пытается ее выяснить. Разумеется, она заинтересована, чтобы граждане как можно дольше продолжали работать, уплачивая налоги и отчисления в социальные фонды. Как в свое время образно выразился Сергей Иванов: «Люди — это наша вторая нефть». И эту «вторую нефть» власть собирается использовать с наибольшей отдачей.
«СП»: — Откуда деньги на обучение и стипендии? Если они есть — зачем тогда людей пенсий лишали?
— Здесь, по всей видимости, сработала схема, которая стала привычной в последние годы. Сперва под предлогом острой государственной необходимости принимается плохо просчитанное решение, которое вызывает тяжелые социально-экономические последствия. Затем на устранение этих последствий через коррупционноемкие схемы выделяются средства. Которые распределяются среди структур, связанных с органами власти (в данном случае больше всего выиграет региональная элита, что, по-видимому, можно рассматривать как своеобразную компенсацию за необходимость решать социальные проблемы, обусловленные повышением пенсионного возраста).
«СП»: — Кстати — о коррупции. Сообщается, что настоящее время проект проходит независимую антикоррупционную экспертизу…
— Если это будет действительно независимая экспертиза, то данный проект ее не сможет пройти. Невозможно понять, насколько он будет эффективным, поскольку невозможно обеспечить трудоустройство тех, кто станет проходить обучение. Там, где критерии эффективности отсутствуют, всегда появляется почва для коррупции.
«СП»: — До конца 2024 года по таким схемам планируется обучить более 450 тысяч человек. Это много или мало? Где гарантия, что эти люди получат работу?
— Это относительно много. Однако можно гарантировать, что большинство пожилых учащихся не смогут найти работу.
«СП»: — Имеет ли законопроект шансы быть принятым?
— Безусловно. Во-первых, он выгоден региональной элите, которая получит в свое распоряжение дополнительные средства. Во-вторых, федеральной власти хочется показать, что она что-то предпринимает, чтобы предотвратить массовую безработицу среди людей нынешнего предпенсионного возраста.