Уже очевидно, что план (если только это можно так назвать) правительства улучшить дела в экономике и повысить благосостояние пенсионеров за счет повышения пенсионного возраста — провалился. И эта мера не отменяется только по одной причине — авторам пенсионной реформы надо сохранить лицо. Но пока правители делают хорошую мину при плохой игре, пожилым людям надо как-то выживать — на гроши, называемые пенсиями и пособиями.
При этом часто приходится слышать от экспертов либерального толка, мол, повышение пенсий и пособий не даст положительного эффекта, поскольку привыкшие жить на копейки старики попрячут «свалившиеся на них излишки» по кубышкам и под матрацами. А если начнут тратить, то это вызовет всплеск инфляции, рост цен и другие негативные последствия для экономики страны.
А повышение пенсионного возраста дало ожидаемый от такой меры экономический рост? Недавно лидер КПРФ Геннадий Зюганов в соцсетях выступил с критикой реформы, в рамках которой гражданам России подняли возраст выхода на пенсию, отметив, что она не принесла результатов, обещанных властями. «Повышение пенсионного возраста никакой экономии бюджету не принесло. Это признал сам глава ПФР. Ну и ради чего тогда затевалась людоедская пенсионная реформа? Ведь ни роста благосостояния пенсионеров, ни поступлений в казну она не принесла», — написал он.
Действительно, без считанных дней год прошел, но что-то не слышно победных реляций по этому поводу. На недавней пресс-конференции председатель правительства РФ Дмитрий Медведев только сказал о собственных трудностях, мол, решение о пенсионной реформе стало одним из самых сложных в его политической карьере.
«Никому такое решение принимать не хотелось. Но нужно, чтобы экономика могла развиваться, чтобы люди нормально жили и работали», — сказал Медведев в беседе с журналистами.
Но эффект для экономики от повышения пенсионного возраста даже провластные эксперты теперь еле-еле «натягивают» до десятых долей процента, ситуация с трудовыми ресурсами также не улучшилась — рабочей силы по-прежнему не хватает, хотя безработица (особенно — латентная) растет. И это называется «нормально жить и работать»?
Еще одной «морковкой», которой россиян заманивали в петлю пенсионной реформы, было обещание правительства повысить пенсии тем, кто уже получил пенсионный статус. В прошлом году Дмитрий Медведев заявлял, что, благодаря программе увеличения трудоспособного возраста в бюджете будут освобождены «лишние» деньги, которые и будут направлены на увеличение пенсий — ежегодно они будут расти выше уровня инфляции, то есть примерно на 1 тысячу рублей в год. Тысяча рублей — не велика прибавка, но и ее многие так и не дождались. Снова на стариков денег в бюджете не хватает? А как же скандальный триллион рублей, который в нынешнем году выделили из казны, но не потратили, и теперь три ведомства — Счетная палата, Минэкономразвития и Минфин спорят — кто виноват и что делать?
Ну, на эти извечные российские вопросы у правительства ответ обычно если и не один, то, примерно, из такого ряда: а давайте еще укрепим зарубежную экономику — опять накупим ценных бумаг, скажем, США!
Но почему бы не потратить эти средства на то, чтобы снизить процентную ставку и сделать доступными кредиты для отечественных предприятий, поднять до приемлемого уровня зарплаты, пенсии и пособия? На это с маниакальным упорством наши правители отвечают: «лишние» деньги разгонят инфляцию, не будет роста производительности труда, а пенсионеры снова займутся «кубышечным накопительством».
Все эти аргументы, мягко говоря, спорные. А по пенсионерам — вообще не выдерживают никакой критики. Вот зачем людям, достигшим возрастной планки, от которой правительство начинает цинично отмерять россиянам «время дожития», прятать деньги по кубышкам? Жить впроголодь и копить дензнаки, зная, что так и не сможешь ими воспользоваться?
Дмитрий Александров, экс-президент национальной лиги управляющих, эксперт по работе с НПФ:
— Конечно, копить в кубышке в пожилом возрасте нет смысла — с собой в могилу не унесешь. Поэтому, имея деньги, пенсионеры понесут их на рынок. Они будут заинтересованы путешествовать, покупать товары и услуги, помогать своим детям, которые эти деньги также потратят, дадут им ход. Экономика получит дополнительную «кровь» через пенсионное обеспечение граждан. Потому что по-другому выжать средства из пенсионеров и предпенсионеров не получается — их не берут на работу.
«СП»: — То есть, надо увеличить распределительную часть пенсий, которая вернется в экономику в виде оплаты пенсионерами товаров и услуг?
— Да, логика в этом, конечно, присутствует. Но если это сделать наобум, то придется только гадать — куда пойдут эти деньги? Поэтому нужна специальная комплексная государственная программа, направленная на решение целого комплекса задач: улучшить благосостояние социально незащищенных граждан, в том числе, пенсионеров и предпенсионеров, но обязательно — в увязке с решением других социальных и экономических проблем.
«СП»: — Пока это все раскачается… А пропасть между ценами и финансовыми возможностями пенсионеров продолжает стремительно расти. И есть сферы в которых промедление — буквально — смерти подобно. Недавно лидер КПРФ Геннадий Зюганов отметил, что в 2018 году россияне отдали 678 млрд рублей за платные медицинские услуги, что на 50 млрд больше, чем годом ранее. В 2019 году число больниц и врачей продолжает сокращаться, а смертность — расти. В такой ситуации тяжелее всего приходится пожилым людям…
— И это должно определить соответствующие приоритеты. По мировой статистике люди активно тратят деньги до 80 лет. После этого — в силу возрастных изменений — жизненная активность снижает и люди больше нуждаются в медицинских препаратах, лечении, в особых условиях проживания. И вот здесь, мне кажется, надо подумать о совместной роли таких фондов, как пенсионный, медицинский и социального страхования.
Ведь людям после 80 лет что нужно? Больше медицинского обеспечения, возможно — и надомного. Не надо скорую помощь вызывать — будут стандарты: из поликлиники регулярно медработник будет приходить, давление мерить, делать укольчик, витаминку дать, справиться о самочувствии. Запишет показания в журнал, уйдет, но через день-другой опять придет.
А для тех, кто ограничен в передвижении и не имеет родственной поддержки — предоставлять не только медицинскую помощь, но и, скажем, организовать и финансировать доставку продуктовой корзины из магазина. Патронаж, субсидируемый государством через названные фонды. Вот этого сервиса в России нет, а в мире существует, и существует как раз за госденьги.
Поэтому, может, стоит подумать и сделать такой дифференциал. То есть, людям социально активным — по мировой статистике это до 80 лет — им увеличивать денежные выплаты, а вот после 80 лет — сделать вот эти сервисы, которые, в определенных случаях, может, и раньше предлагать.
Возможно, следует вернуться к советскому опыту — предоставлять бесплатные путевки пожилым — в дома отдыха в Сочи, Анапе, в горах где-то, может, не в сезон, когда коммерческий период идет на спад. Таким образом будем раскручивать и туристическую составляющую экономики.
Дотации на такой отдых подтолкнут к развитию определенные сектора экономики РФ — железные дороги, курорты, медицину
Надо подумать о нормальных домах престарелых для одиноких людей, достигших преклонного возраста, чтобы они не отписывали свои квартиры непонятным риэлторам за сомнительную, призрачную поддержку, а передавали своё жилье государству, которое будет обеспечивать им достойный уход.
Конечно, надо эти дома престарелых организовывать не в виде платных тюрем, куда человек попадает как в ад перед смертью, а сделать их в виде нормальных трехзвездочных гостиниц, с достойным сервисом, как в Европе. Понятно, что это по желанию, кто-то и с родственниками поживет. И строительству это даст толчок, инфраструктуре — строители, сантехники, электрики будут задействованы. При организации питания надо иметь ввиду, что это будет отечественные продукты — курица, мясо, картошка сахар и другие продукты российские. Это возможно. Если подойти к этому, как я уже сказал, с комплексной государственной программой.
«СП»: — У нас на строительстве космодромов миллиарды воруют — никакие системы безопасности и контроля коррупционерам не мешают, а уж при строительстве дома престарелых — только чертежи останутся, а то и одна программа…
— Вот на этом я и делаю акцент — подход нужен государственный.
Пенсионная система: Плоды пенсионной реформы: Стариков прокормят люди добрые
Новости социальной политики: Минтруда предлагает платить стипендию безработным старше 50 лет