Самая читающая страна в мире отказывается от газет и журналов
Блогеры из Поднебесной не имеют недостатка в аудитории
Современный Китай с полным правом можно назвать самой читающей страной мира. Бурное развитие инновационной экономики (в отличие от сырьевой) обуславливает необходимость повышения интеллектуального потенциала общества. Подготовка высококвалифицированных кадров, запрос на которые растет, требует постоянного обучения, научной работы, а это в свою очередь стимулирует издательское дело. Тому же способствует социалистический уклад, который заинтересован — как модно выражаться в России — в повышении качества человеческого капитала. Государство поддерживает медиахолдинги и издательские корпорации, а нередко и напрямую содержит их.
Поэтому, несмотря на законы рынка, в Китае работают гигантские издательские концерны. К примеру, Объединенная Шанхайская медиагруппа издает свыше 20 газет и журналов. А совокупный тираж ее изданий в день составляет свыше 3,7 млн копий в день. С такой работой может справиться только солидный штат, который превышает 8 тыс. сотрудников. Этот немалый коллектив располагается в принадлежащем корпорации 40-этажном небоскребе. Правда, сокращение популярности бумажных изданий сказалось и на Шанхайской группе, которая активно перестраивает свой бизнес, предлагая потребителям инновационные новостные и иные продукты через интернет. Что восполнить выбывающие доходы и профинансировать издательские проекты, занимается биржевой торговлей и сдает часть площадей в аренду.
Другая региональная компания — Чжэцзянская объединенная издательская группа — мало чем уступает Шанхайской. Она ежегодно издает более 10 тыс. наименований книг и брошюр, а ее доход превышает 17 млрд юаней (170 млрд рублей). Компания располагает 628 магазинами и киосками общей площадью свыше 400 тыс. квадратных метров. Штат сотрудников — 8,8 тыс. человек.
И все же Китай не остается в стороне от общемировой тенденции: читающая публика переходит от бумаги в интернет. В этом смысле переломным в Китае был 2008 года, после которого стали закрываться газеты, журналы, издательства. Если в 2008 году в Пекине было 2400 газетных киосков, то сейчас менее 1 тыс. Большинство газетных киосков в Китае принадлежит «Почте Китая», которая в 2008 году располагала 50 тыс. киосков и магазинов. Сейчас их число сократилось на 20 тыс.
Но это не означает, что читать стали меньше. Просто бумажную информацию частично заменяют так называемые новые медиа, интернет платформы, отличающиеся высокой скоростью предоставления и обработки информации. Один из самых ярких примеров трансформации традиционного СМИ — переход в интернет одной из газет Шанхайской медиагруппы — «Восточной утренней почты». Таким образом была создана одна из популярных новостных интернет площадок «Новости Пэнпай», которую ежедневно посещают свыше 150 млн читателей, каждый из которых проводит там в среднем по 15 минут. О том, что интересует пользователей, можно понять из таких популярных рубрик, как «Китайская политика» и «Интеллектуалы».
Переходу в интернет традиционных СМИ и их поиску новых форм общения с читателем способствует то, что в Китае самая большая в мире интернет-аудитория. По состоянию на декабрь 2018 года в Китае по официальной статистике насчитывалось 829 млн. пользователей интернета, из них 817 млн использовали мобильный интернет. В КНР действуют самые большие в мире по охвату пользователей социальные сети и сервисы, которые без которых невозможно представить жизнь китайцев, будь то покупки, оплата услуг, общение и многое другое, включая, конечно же, и новости, и обсуждение событий.
Соответственно в Китае и самая обширная блогосфера, которая в КНР называется «Мы медиа». Например, на аккаунт под названием «Мысли логично» в крупнейшей соцсети КНР WeChat, который ведет известный журналист Ло Чжэньюй, подписано 8,6 млн человек. По оценкам экспертов, блог, который читают ежедневно 100 тыс. человек, самоокупается за счет премий хостингов и рекламы. Аккаунт, на который подписано более миллиона человек, приносит владельцам прибыль.
И в этой сфере от конкуренции не избавлены и так называемые традиционные СМИ, ищущие новые пути к читателям, и команды самодеятельных блогеров. И эта конкуренция на пользу читателям: новости и полезную информацию до них доносят быстрее и качественнее. При этом государство, используя законодательство регулирует эту отрасль, в том числе жестко борясь с фейковыми новостями и так называемым «вульгарным» контентом. В первом полугодии прошлого года Администрация киберпространства Китая заблокировала свыше 100 тыс. аккаунтов с ненадлежащим наполнением. За «жареным» в Китае гоняются в основном самодеятельные «журналисты» и терпят неудачи. В смысле качества профессиональная журналистика и издатели пока еще выигрывают и в интернет-простанстве.
Об авторе: Михаил Морозов, обозреватель газеты «Труд»
Новости Китая: Китай запустил коммерческую суборбитальную ракету-носитель