
Российским чиновникам стоило бы поучиться у французских: власти Четвертой республики согласились откатить назад самые спорные положения пенсионной реформы, против которой, согласно соцопросам, выступает более 60% французов. И выступает весьма активно: полтора месяца в стране идет бессрочная забастовка, парализовавшая весь общественный транспорт.
Две трети французов — против реформы пенсий
Для начала несколько цифр: лишь 45% французов заявили социологам, что доверяют профсоюзам как гарантам соблюдения их пенсионных прав, о доверии президенту Эммануэлю Макрону заявили лишь 29% жителей страны, а правительству во главе с Эдуардом Филиппом и того меньше — лишь 28%.
Противники пенсионной реформы еще 5-го декабря объявили бессрочную общенациональную забастовку, требуя от Елисейского дворца отказаться от реформы. Или хотя смягчить ее условия.
Одна из главных претензий протестующих — это введение «плоской» пенсионной системы, которая предусматривает уничтожение 42 специальных режимов (они предусмотрены, в частности, для работников тяжелых и опасных производств — например, моряков или транспортников).
Задача же реформы (и в этом Франция ничем не отличается от России), как заявляют власти, — это прежде всего забота о гражданам. Ну и, конечно, балансировка пенсионной системы: ее дефицит должен уменьшиться до €12 млрд. к 2027 году, когда новые механизмы должны полностью заработать (и это учитывая, что общий размер пенсионной системы составляет более €320 млрд.).
При этом священной коровой для Франции оставался возраст выхода на пенсию: сейчас он составляет 62 года (в некоторых случаях выйти на заслуженный отдых можно досрочно в 60 лет), а затем будет поэтапно повышаться до 64 лет в течение ближайших семи лет. Причем повышение возраста было завуалировано: речь шла о возрасте, когда можно будет получать полную пенсию. То есть фактически власти добивались, чтобы работники продолжали трудиться и выходили на пенсию как можно позже. И это тоже один из аргументов критиков реформы.
Именно от этого пункта (повышения возраста) правительство Филиппа, дрогнув под натиском протестующих, и решило все же отказаться. Правда, лишь временно, о чем кабмин известил профсоюзы еще 11 января. Впрочем, обещанные «косметические» смягчения реформы не заставили протестующих отказаться от своих планов: стачки и забастовки продолжаются по всей Франции до сих пор.
Голос людей во Франции слышат, а в России — нет
«СП»: — Мы все прекрасно помним, что даже после массовых протестов в 2018 году российские власти не решились повернуть вспять пенсионную реформу. Пофантазируем: вдруг такое возможно сейчас, перед началом большого электорального цикла?
— Пенсионная реформа в России началась в прошлом году, и оснований для пересмотра ее ключевых положений (что, к примеру, произошло во Франции после массовых манифестаций в последние месяцы) нет, — считает руководитель партнерских программ инвестиционно-образовательной площадки «Линейка» Вячеслав Максименко. — Во Франции другая политическая культура, которая подталкивает политически активных граждан организовывать забастовки и сооружать баррикады для того, чтобы их голос был услышан властями при решении наболевших вопросов.
В России население в целом политически пассивное, проявление недовольства у большинства редко выходит за границы домашних кухонь. Кроме того, в России тому, что законодательное закрепление повышения пенсионного возраста прошло, скажем так, относительно гладко, способствовало в том числе и смягчение условий пенсионной реформы на стадии принятия.
Так, пенсионный возраст для женщин был повышен не до 63 лет, а до 60 лет, был понижен пенсионный стаж для выхода на досрочную пенсию, а также были предусмотрены различные меры социальный защиты граждан предпенсионного возраста.
«СП»: — Думаете, этих послаблений оказалось достаточно, чтобы граждане не ощутили на себе все «прелести» пенсионной реформы?
— С учетом переходного периода в восемь лет и попыток правительства улучшить жизнь пенсионеров (в 2020-м году размер пенсий будет проиндексирован на 6,6%, более чем вдвое выше официальной инфляции, которая составила 3,0%), социальное недовольство удалось удержать в таких рамках, чтобы не задуматься о том, чтобы идти на попятную, на что были вынуждены пойти в Париже.
«СП»: — А вот критики пенсионной реформы с вами точно не согласятся: даже восьмилетний переходный период — это лишь попытка отсрочить катастрофу?
— Реформа пенсионного возраста (и не только в России) — необходимый шаг, особенно в контексте ожидаемого сокращения численности экономически активного населения в ближайшие годы, из доходов которых будут финансироваться пенсии текущих пенсионеров.
Критики этого решения должны понимать, что, даже отталкиваясь от базы СССР, средняя продолжительность в России за последние годы выросла: мужчины теперь в среднем живут 67,75 лет, женщины — 77,80 лет против позднесоветских соответственно 63,7 лет и 74,3 лет.
Повышение пенсионного возраста в разных странах, и в том числе в России, — увы, вынужденный шаг для балансировки бюджета пенсионных систем из-за сокращения рождаемости и выхода на пенсию поколений, родившихся после Второй мировой войны.
Новости пенсионной реформы: «Эта пенсия — до смерти»: в ЦБ объяснили механизм перевода накоплений в новую пенсионную систему
Новости пенсионной реформы: Эксперт назвал число россиян, которые не доживут до выхода на пенсию по новым правилам