В День смеха погода не упустила возможности посмеяться над россиянами, уже привыкшими к длинной череде погожих и практически по-летнему теплых деньков. Первого апреля температура воздуха на Русской равнине из-за притока ледяного воздушного фронта из Арктики резко упала, а во многих регионах прошли серьезные снегопады, сопровождавшиеся сильным порывистым ветром.
Так, в Санкт-Петербурге похолодало до — 4,2, а кое-где в Ленинградской области столбики термометров в ночное время опускались до отметки в 12 градусов ниже нуля. Серьезные заморозки были зафиксированы также в Псковской и Новгородской областях.
К пятнице, 3 апреля, погода смиловистилась, и снежный покров в центральных регионах страны практически сошел на нет, однако прогнозы специалистов из метеобюро Москвы на ближайшие пару дней по-прежнему не радужны.
В частности, судя по прогнозам синоптиков Гидрометцентра, что в предстоящие выходные, 4 и 5 апреля, погоду на Русской равнине по-прежнему продолжат определять атлантические циклоны.
Один из центров такой барической депрессии в эти дни начнет смещаться с территории Ленинградской области на Архангельскую, оставляя на своей периферии столицу и Подмосковье. И хотя при этом центральные регионы попадают уже в теплую область циклонов, погода в этот период обещает быть облачной, а ночью в отдельных районах возможны осадки с мокрым снегом и температура воздуха в районе двух градусов нижу нуля.
— В ночь на воскресенье, 5 апреля, — предупреждает главный специалист Метеобюро Москвы, метеоролог Татьяна Позднякова, — столичный регион пересечет холодный атмосферный фронт. Погода будет облачной, с прояснениями, местами пройдут небольшие осадки, ночью преимущественно в виде снега. В ночные часы температура воздуха в Москве и Подмосковье будет колебаться в диапазоне от минус двух до минус четырех градусов Цельсия, днем температура также понизится за счет осадков и порций более холодного воздуха. Максимальная температура в воскресенье не превысит 8 градусов тепла, порывы северо-западного ветра составят 12−15 метров в секунду.
И только в понедельник, 6 апреля, уточнила Татьяна Позднякова, эта тенденция будет переломлена. Столичный регион останется в тылу циклона, и туда устремится гребень пусть пока еще холодного, но все же антициклона. И если в ночь с 5 на 6 апреля температура воздуха продолжит оставаться холодной, от -1 до -3 градусов, то уже в дневные часы, за счет солнечной энергии, она повысится до +10 градусов. Ветер будет иметь западное направление и снизит свою скорость до 5−10 метров с секунду.
В последующие дни, 7 и 8 апреля, погода будет держаться, существенных осадков метеорологи не ожидают. При переменной облачности во вторник и дневная, и ночная температуры воздуха будут положительными (от +4 до +15 градусов в целом по столичному региону), а в среду столбики термометров поднимутся еще на одно-два деления. Татьяна Позднякова рассчитывает, что с четверга в центральных регионах погоду уверенно начнет определять антициклон, в результате чего дневные температуры повысятся.
С одной стороны, такой прогноз погоды синоптиков не может не внушать оптимизм. Весна наконец-то окончательно и бесповоротно вступает в свои права, а это значит, что, например, российские огородники уже смогут не беспокоится о том, что заботливо высаженная на участках рассада рискует погибнуть от очередных неожиданных заморозков.
С другой стороны, такой прогноз по Русской равнине является крайне тревожным звонком для экологов. Так, руководитель противопожарного проекта «Гринпис» в России Григорий Куксин всерьез опасается, что по крайней мере Центральный регион России, Русская равнина имеет все шансы повторить печальную ситуацию с лесными и торфяными пожарами образца 2010 года.
— Этот год по погодным условиям выдался аномальным, — объяснил он «СП» свою точку зрения. — И дефицит воды в реках из-за малоснежной зимы — это уже не прогноз, а свершившийся факт.
Например, в Оке, согласно данным портала Meteoweb, уровень воды сейчас на полтора метра ниже многолетних среднегодовых значений. Для крупной реки, бассейн которой изобилует торфяниками, это едва ли не самый низкий уровень за всю историю наблюдений. Соответственно, грунтовой воды тоже крайне мало, земля ей не насыщена.
«СП»: — Чем это опасно?
— Из-за того, что люди начали поджигать сухую траву гораздо раньше, в центральных регионах России уже начались лесные и торфяные пожары. Я со своей командой уже выезжал на тушения подобных возгораний в Московской, Тверской, Ярославской и Новгородской областях. Подобные выезды у нас сейчас запланированы буквально на каждый день, но мы физически не успеваем все проверять, так что есть и другие очаги.
«СП»: — В январе этого года, на фоне обращения Росгидромета в органы российской власти с прогнозом о грядущей в нынешнем году серьезной засухе в Центральной части России, «СП» уже поднимала вопрос готовности регионов к пожароопасному периоду. В тот раз эксперты с сожалением констатировали, что ситуация с охраной природы в стране вообще бедовая, поскольку власти на местах из минувших пожароопасных периодов никаких выводов не сделали и лесные хозяйства ничем не облагодетельствовали. К нынешнему моменту что-то изменилось?
— В плане противопожарной подготовки меньше всего вопросов возникает, пожалуй, к Подмосковью. Можно по-разному оценивать эффективность и качество проведенной ими работы, но она была огромна. После пожаров 2010 года властям региона было выделено 6 миллиардов рублей на обводнение торфяников. Ни один регион и близко не получал таких средств на подобные восстановительные работы. Прорытые за эти совершенно космические средства каналы, а также установленные заслонки, шлюзы, насосы и прочее оборудование было передано на баланс Московской аварийно-восстановительной службы (Мос АВС) и до сих пор обслуживается ее специалистами. В итоге некоторые крупные болота воды накопили, но хороший эффект это дало далеко не везде.
«СП»: — По каким причинам?
— Поскольку этим обводнением занималась не самая квалифицированная организация, да еще и в спешке. Выбирались очень дорогие технологии, поскольку денег было ну очень много. Однако Мос АВС пока работает, так или иначе отыгрывая имеющийся на отдельных торфяных болотах недостаток воды. Так что в случае разрастания лесных пожаров со стороны Подмосковья задымление столице не грозит. Дым если туда и придет, то из соседних регионов, в которых дела с торфяниками обстоят далеко не так, как в Подмосковье.
«СП»: — Почему угрозы можно ждать оттуда?
— Потому что там такие работы проводилось в основном за счет региональных бюджетов. Немного, правда, помогли немцы, которые лучше всех в мире умеют обводнять торфяники и точно дальше нас ушли в понимании того, как нужно обратно закапывать разрытое мелиораторами. Так что кое-какие болота в Тверской, Владимирской и Нижегородских областях совместно с ними все же обводнились.
Но все же противопожарная подготовка других регионов по сравнению с Московской областью выглядит слабее. И в этом году мы ожидаем возможного задымления столицы от горящих торфяников Тверской, Ярославской, Владимирской, Рязанской, Ивановской, Смоленской и Брянской областей.
«СП»: — И все же — сейчас, в отличие от 2010 года, региональные власти понимают всю степень серьезности угрозы лесных и торфяных пожаров? Они что-то делают, чтобы не допустить повторения?
— В этом году то же Подмосковье уже договорилось с «Гринписом» о проведении обводнения одного из наиболее опасных на сегодняшний момент участков на востоке области — окрестностей Белоомута, где ранее располагалось Рязановское торфопредприятие. Там часто возникают пожары из-за стрельб на военном полигоне Сельцы, а в прошлом году был самый сильный из очагов возгорания.
В Тверской области на одном из самых проблемных торфяников в Конаковском районе мы пытаемся вовлечь бобров в строительство плотин, пытаемся провоцировать животных возводить необходимые дамбы в нужных местах. Такой подход распространен в Германии и в США, но в России такой эксперимент проводится впервые. Мы понимаем, что в складывающейся ситуации хороши любые средства, и надеемся, что бобры все-таки помогут нам заткнуть самые пожароопасные участки.
При этом в целом по регионам ответственные службы реагируют на возможную угрозу гораздо лучше, чем 10 лет назад. Я прекрасно помню, как в 2010 году и пожарные расчеты, и МЧС ранней весной зачастую отказывались реагировать и выезжать на сообщения о возгорании. Но сейчас и лесники, и волонтеры, и спасатели стараются отправиться на выезды как можно раньше, давя огонь, что называется, в зародыше. И уже никто не задается вопросом, кто контролирует ту или иную территорию, и где тут границы районов, придерживаясь принципа «давайте сначала все потушим, а потом уже будем разбираться, чья это была зона ответственности».
Так что надежда на лучшее есть. Мы вместе с лесниками и волонтерами остро чувствуем лежащую на нас огромную ответственность по предупреждению пожаров и недопущению задымления крупных городов, тем более в разгар такой острой респираторной эпидемии. Потому что прекрасно понимаем — если все же дым пожаров накроет, например, ту же Коммунарку, находящимся там людям однозначно будет еще хуже, чем сейчас.
«СП»: — К слову, объявленное президентом России продление режима самоизоляции регионов из-за угрозы коронавируса до 1 мая ухудшит или каким-то образом все же улучшит ситуацию по своевременному предупреждению опасных торфяных и лесных возгораний?
— Безусловно, это наложит негативный отпечаток на ситуацию с возможными возгораниями.
Во-первых, при всех благих намерениях люди воспринимают объявленный режим как большие дополнительные выходные. И те, кто выезжает из городов на природу, будут поджигать траву довольно массово. При том, что ни одного природного пожара по естественным причинам в России не фиксируется, и абсолютно все возгорания рукотворные, мы уже ощущаем эффект, так сказать, преждевременных майских праздников.
Во-вторых, мы вынуждены принимать жесткие меры по ограничению числа специалистов «Гринпис» на выездах. У меня, например, сейчас вместо десяти человек по тревоге выезжают только двое на разных машинах с полным запретом останавливаться в населенных пунктах и с кем-либо контактировать. Да, они берут с собой беспилотники, тепловизоры и прочие технические средства. Но, сами понимаете, два человека физически не могут сделать работу десятерых. Кроме того, мы также сейчас не имеем возможности призвать и должным образом обучить навыкам по тушению пожаров добровольцев-волонтеров.
«СП»: — Каковы наиболее возможные последствия того, что в связи с такими ограничениями не удастся вовремя локализовать тот или иной очаг возгорания, и огонь выйдет из-под контроля?
— Трудно, конечно, делать долгосрочные прогнозы, но учитывая, как все теоретически может разгореться, допускаю, что повторение для Центрального региона России пожарной ситуации 2010 года вполне возможно. Особенно если принять во внимание, что погодные условия у нас пока еще хуже, чем тогда.
Видимо, рассчитывать на то, что природа все же поможет людям противостоять лесным пожарам в столь сложный период, не приходится. Как заявила Татьяна Позднякова, несмотря на то, что только в марте на Русской равнине выпало почти полторы месячные нормы осадков, все они пропитали только самый верхний слой почвы.
— Поскольку как минимум в ближайшие 10 дней существенных осадков не ожидается, а температуры воздуха будут расти, есть серьезные опасения, что пожароопасность в регионах будет возрастать, — подчеркнула она. — Что касается вероятности сильных дождей, то обычно в последних числах апреля она весьма высока, но случатся ли такие осадки в этот раз, я пока сказать затрудняюсь, поскольку точность современных прогнозов пока не выходит за рамки десяти ближайших дней.
«СП»: — То есть «малиновое лето», которое ранее пообещали россиянам некоторые метеорологи, рискует оказаться не столько комфортным, сколько опасным для россиян?
— Если специалисты Гидрометцентра считают, что температуры лета будут выше климатической нормы и погодные условия для жителей Русской равнины будут комфортны, это хорошо. Но дело в том, что в «малиновую» категорию также попадает и тридцатиградусная жара, которая отнюдь не является комфортной для жителей нашей широты.
| Прогноз погоды, последние новости: