Национальные проекты на фоне мер по борьбе с распространением коронавирусной инфекции могут быть скорректированы, заявил пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков. Однако их реализация останется приоритетной задачей. По его словам, возможные корректировки никак не повлияют на реализацию нацпроектов и о том, чтобы снять их с повестки дня, речи не идет.
«Очевидно, что при составлении национального плана развития экономики будут приниматься во внимание те задачи, те бюджетные траты, которые были запланированы в связи с национальными проектами», — отметил он.
Напомним, для исполнения майского указа президента 2018 года правительство утвердило национальные проекты по 12 направлениям стратегического развития в трех основных сферах: «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни» и «Экономический рост на период с 2019 по 2024 год. Для их реализации потребуется более 25,7 трлн. руб.
В начале апреля в Минфине заявляли, что не фиксируют фактов критического влияния эпидемии коронавируса на реализацию нацпроектов. Однако в ведомстве допустили, что при необходимости могут быть уточнены параметры программ, в том числе их финансовое обеспечение. Чиновники также признали, что нуждается в корректировке ряд результатов проектов либо сроки их реализации, в частности, это касается проведения международных мероприятий.
В свою очередь, в Счетной палате полагают, что на реализацию нацпроектов повлияет ухудшение экономической обстановки, связанное с пандемией и падением цен на нефть.
30 апреля заместитель главы ведомства Галина Изотова предупредила, что меры по борьбе с COVID-19 могут привести к срыву проекта «Здравоохранение», например, на показателях может негативно отразиться перепрофилирование больниц под прием зараженных коронавирусом.
— Речь идет не об отказе от нацпроектов, а именно об их корректировке и перераспределении средств как внутри нацпроектов, так и между ними, — подчеркивает руководитель Экспертного совета Фонда стратегического развития Игорь Шатров.
— Могут быть уточнены приоритеты, изменены индикаторы, по которым будут оцениваться результаты. Например, уже ясно, что следует скорректировать такие нацпроекты, как «Здоровье», «Демография», «Цифровая экономика». Ход борьбы с эпидемий коронавирусной инфекции подтвердил, что социальные расходы, в первую очередь, расходы на здравоохранение — это инвестиции в человека, главного создателя добавочной стоимости, на увеличение которой вся экономика и работает. Необходимо уточнить подходы к организации системы здравоохранения с учетом новых вызовов, провести более глубокую цифровизацию социальной сферы, увязать социалку с реальной экономикой. Изменилась повестка — уточняются приоритеты.
— Национальные проекты — визитная карточка власти, на которые Кремль возлагает большие надежды, — напоминает директор Института свободы, член бюро президиума политсовета партии «Родина» Федор Бирюков.
— Их реализация носит приоритетный характер. При этом в процессе реализации федеральный центр постоянно сталкивается с одними и теми же проблемами: то недофинансирование, то неосвоение бюджета, то банальная коррупция. Воровство и саботаж происходят на всех уровнях: федеральном, региональном и местном.
Так что финансово-экономические проблемы, вызванные пандемией коронавируса, являются отнюдь не единственными причинами, по которым ход выполнения работ по нацпроектам будет скорректирован. В данном случае систему ждет синергетический эффект. А для чиновников так даже удобнее: все валить на великий и ужасный вирус. «Во всем виноват COVID-19» — популярная в прошлом крылатая фраза Ельцина про Чубайса сегодня обретает второе дыхание и новый смысл. COVID-19 — это Чубайс сегодня.
Тем не менее, проблемы с реализацией нацпроектов могут сильно ударить по репутации нынешнего правительства и премьер-министра, также уже лично пострадавшего от коронавируса. И какой бы плотной ни была дымовая завеса ковидомании, персональные и коллективные промахи чиновников-технократов так или иначе выйдут на всеобщее обозрение. В случае серьезных провалов получится эффект домино, когда своих должностей лишатся и федеральные министры, и главы субъектов, и чиновники в регионах и на местах.
«СП»: — Что касается корректировок, что попадет под урезание?
— По опыту прошлых лет можно ожидать, первыми жертвами административных ножниц станут социально ориентированные опции, снижение расходов на человеческий капитал, социальную поддержку населения, развитие реальных отраслей экономики. А банкирам и сырьевикам, как всегда, постараются дать по максимуму.
Власти будут стараться максимально снижать негативную статистику, пытаться не выносить сор из избы и разбираться кулуарно. Но вряд ли чиновников станет покрывать Алексей Кудрин и возглавляемая им Счетная палата. Также ситуацию будут внимательно отслеживать оппозиционные СМИ и независимые блогеры. Так что нацпроекты могут стать минами замедленного действия, которые спровоцируют усиление раскола элит и дальнейшее обострение социально-политической ситуации в стране.
— Полностью отменить нацпроекты невозможно, поскольку для того, чтобы придать им масштаб и значимость, в них были заложены такие направления деятельности, без которых попросту невозможно обойтись, — считает политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин.
Tак, в рамках национального проекта «Здравоохранение» осуществляется повышение квалификации медицинских работников, а в рамках проекта образование — строительство новых школ. Показательно, что согласно данным Минфина, в прошлом году на национальные проекты «Цифровая экономика» и «Экология» была потрачено значительно меньше, чем планировалось (73% и 66% от запланированных расходов соответственно). Вполне возможно, это объясняется тем, что в эти проекты в силу их специфики заложено меньше неизбежных расходов. Корректировка может заключаться в том, что все расходы, кроме самых необходимых, будут сокращены. При этом с формальной точки зрения реализация национальных проектов будет продолжаться.
«СП»: — Какое вообще значение нацпроекты имеют для власти?
— Предполагалось, что нацпроекты будут иметь огромный пропагандистский эффект и помогут укрепить легитимность власти в глазах общества. Однако повышение пенсионного возраста намного сильнее повлияло на массовое сознание, чем информация о нацпроектах.
Российское общество, на мой взгляд, попросту не заметило заседания Совета при президенте России по стратегическому развитию и национальным проектам, проходившие в конце 2018 года. Власть хотела убедить российских граждан в том, что она заботится как о каждом в отдельности, так и о стране в целом. Но после повышения пенсионного возраста это уже было невозможно.
Поэтому нацпроекты в принципе не могли достичь своей главной цели, которая, на мой взгляд, лежала в области пропаганды. Власть может «позабыть» о них без всякого риска для собственной репутации. Однако проблема заключается в том, что в нацпроекты была перенесена часть неизбежных расходов. Кроме того, корпорации, близкие к власти, насколько я понимаю, собирались извлечь выгоду от участия в их реализации, а потому не позволят их полностью свернуть.
«СП»: — Ранее выдвигалась версия, что именно из-за проблем с реализацией нацпроектов сняли Медведева. Над всеми новыми кабинетами это тоже будет висеть, как дамоклов меч? Эпидемия внесёт коррективы?
— Снятие Медведева власти было важно объяснить не политическими причинами, а потому для отставки бывшего премьера пытались подобрать какие-то основания, связанные с экономикой. Если бы это было действительно так, то Мишустин, по крайней мере, на первых порах, много бы говорил о нацпроектах и публично требовал ускорить их реализацию. Но новый премьер о них практически не упоминал.
На мой взгляд, отставка Медведева объясняется тем, что он стал восприниматься как «официальный» преемник и, благодаря этому качеству, приобрел (независимо от собственной воли) влияние, несовместимое с безусловным политическим доминированием «национального лидера», которое представляло прямую угрозу для околовластных группировок, не связанных с Медведевым.
«СП»: — Чему, по-вашему, урежут финансирование? Что для власти приоритетнее сегодня?
— Мне кажется, что в наибольшей опасности оказался национальный проект «Экология», который в условиях экономического кризиса будет трудно использовать в целях государственной пропаганды, а также нацпроекты, связанные с модернизацией и расширением магистральной инфраструктуры, а также поддержкой малого бизнеса.
«СП»: — К чему эти корректировки приведут? Как мы это почувствуем?
— На фоне массовой безработицы и резкого падения потребительского спроса снижения финансирования нацпроекты мы практически не заметим.
Власть: Транзит власти-2024: Кандидат № 1 путает карты Кремлю
Новости экономики: Экономист: власти поддержат бизнес жен министров и дочек сенаторов