О необходимости повысить роль губернаторов в принятии решений на федеральном уровне Владимир Путин заговорил во время ежегодного послания Федеральному Собранию, где были анонсированы изменения в Конституцию. Его слова прозвучали как сигнал о грядущих реформах и децентрализации власти, что было воспринято регионами позитивно. Впрочем, глава государства подчеркнул, что формой правления остается президентская республика.
Большое внимание было сконцентрировано на предполагаемой роли Государственного совета в обновленной системе госуправления. Высказывалось мнение, что губернаторский корпус может возглавить сам действующий президент, а новый орган будет встроен в центр структуры исполнительной власти.
Когда было предложено обнулить президентские сроки, стало ясно, что конституционная реформа задумывалась не для децентрализации власти, а скорее наоборот. Процесс федерализации неожиданно запустила пандемия коронавируса и Владимир Путин, который передал субъектам РФ полномочия вводить и отменять ограничительные меры на своей территории.
Наверное, впервые за все время строительства президентской вертикали от губернаторов требовалась самостоятельность и смелость, чтобы взять ответственность на себя. Центр передал на региональный уровень не столько полномочия, сколько ответственность. Впрочем, даже здесь самостоятельность ограничивалась инструкциями Роспотребнадзора.
Губернаторы смогут проявить инициативу во время выхода из экономического кризиса. Но только, если бюджет не треснет. Минфин освободил регионы от платежей по бюджетным кредитам в 2020 году, высвободившееся средства могут быть направлены на ликвидацию последствий эпидемии и компенсацию выпадающих налоговых и неналоговых доходов бюджета.
Совокупный государственный долг регионов по бюджетным кредитам составляет более 1 трлн рублей. В 2020 году был запланирован возврат в размере 73,5 млрд рублей. А значит, в среднем, каждый субъект получит по 860 млн рублей высвободившихся средств в текущем году, а также сможет рассчитывать на реструктуризацию задолженности — по 5% ежегодно в 2021—2024 годах.
Федеративные отношения хорошо строятся с варягами, которые, получив карт-бланш, все равно равняются на центр. В России хорошему губернатору не пристало быть сильным политиком. Он может выбрать между крепким хозяйственником и продвинутым технократом. А может, как отставной глава Чувашии Михаил Игнатьев, подать в суд на Владимира Путина, только ради бонусов и «золотого парашюта». Или как сибирский политик и предприниматель Анатолий Быков, начать критиковать власть и получить обвинение в организации двойного убийства 26-летней давности.
— Федеративное устройство России это исторически сложившийся процесс, — подчеркивает журналист Максим Шевченко. — Путин считает, что это бомба, заложенная Лениным — совершенно бредовая и невежественная точка зрения и не нуждается в комментариях. На самом деле это было логическое решение. Многонациональное деление нашей страны и привязка к местам проживания отдельных национальностей, пусть даже они не доминируют в численности, было ответом на запрос народов России. Напомню, что Российская Империя была тюрьмой народов, и это не метафора.
Я считаю, что федерализация страны с наделением правами регионов это правильный момент. Сюда входит и национальный аспект и экономический аспект. За это был арестован и брошен в тюрьму Анатолий Петрович Быков. Когда он говорил о правах Сибири, о правах Красноярского края, Новосибирской области, Урала, то речь шла, разумеется, не о сепаратизме. Он говорил, что налоги должны оставаться в регионе, промышленность должна соблюдать экологические нормы, и не относитесь к региону как какой-то колонии, из которой выкачивают все, что угодно.
Поэтому федерализацию с правами регионов, экономическими правами регионов, в некоторых регионах и национальными. Я считаю, что альтернативы этому не придумано, и унитаризм это просто желание правящей верхушки окончательно превратить Россию в колонию. Чье богатство они могут, прикрываясь своим самодержавием, православием, народностью, продавать английским, французским или китайским капиталистами.
«СП»: — Возложение на губернаторов полномочий, связанных с пандемией, вы считаете шагом в сторону федерализации или это снятие с себя ответственности?
— Изначально было сделано так, чтобы дистанцироваться от ответственности. Главой рабочей группы по борьбе с коронавирусом был назначен Сергей Собянин. С какой стати он возглавляет федеральную комиссию, это должен был быть президент, премьер-министр Мишустин, секретарь Совета Безопасности Патрушев или министр здравоохранения Мурашко. Это сразу повесили на регионы на губернаторов, не предоставив им настоящих полномочий, бюджетных, например.
Это говорит о том, что верховная власть испугалась, сложила полномочия и спрятала голову в песок. Это не шаг в сторону федерализации, а показатель неуверенности власти, попыток переложить ответственность на плечи губернаторов, которые полностью зависят от президента — он может снять их по недоверию.