В конце мая в общественном сознании россиян произошел коренной перелом. Как свидетельствуют данные фонда «Общественное мнение» (ФОМ), число людей, которые сталкиваются в своем окружении с критикой в адрес российских властей, сравнялось с числом людей, которые с такой критикой не сталкивались. И тех и тех оказалось по 42%, по подсчетам ФОМ.
Такого роста критических настроений в обществе, судя по опросам, не было даже летом 2018 года, когда Кремль и Белый дом продавили пенсионную реформу. Еще интереснее увидеть протестный потенциал: 29% россиян считают, что акции протеста в их родном городе могут оказаться многочисленными (сами лично готовы в них принять участие 23% опрошенных). Эти показатели даже выше, чем были на пике общенациональных протестов против пенсионной реформы.
Как видно, недовольство в обществе растет. Это связано, в том числе, с неуклюжими действиями властей. Меры поддержки бизнеса на самом деле оказались полумерами, которые не смогли охватить целые отрасли. В списке получателей господдержки — крупные компании, связанные с олигархами, или госкомпании.
Даже раздача «вертолетных денег», которую Москва оттягивала до последнего, оказалась половинчатой мерой: из числа получателей почему-то вычеркнули несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет. Видимо, решив, что те и сами как-нибудь протянут. А ведь многим одиннадцатиклассникам незадолго до выпуска исполняется как раз 18!
О том, что ждет россиян в ближайшем будущем и какие слои населения окажутся самыми уязвимыми в кризис, «Свободная пресса» поговорила с нашим постоянным экспертом — юристом Диной Зайцевой.
«СП»: — После пенсионной реформы 2018 года самыми уязвимыми группами оказались работающие пенсионеры и предпенсионеры. А кому готовится сейчас?
— Перечень групп людей, которые оказались уязвимыми на фоне нынешнего падения бизнеса, очень обширен.
Часть населения работала по «серым» схемам, без официального трудоустройства. Такие люди пострадают больше всего, поскольку гораздо легче отказаться от услуг неофициальных работников — отправить их в неоплачиваемый отпуск или вовсе оставить без работы. Фактически жизнь в нынешних условиях лишь подтверждает, что эти группы были уязвимы и прежде.
Не осталась в стороне и категория самозанятых граждан, ведь экономические реалии здорово ударили и по ним. Сегодня для самозанятых из пострадавших сфер нет каких-либо мер поддержки, поскольку они не защищены законом.
«СП»: — Вы ведь арбитражный управляющий. По опыту работы можете сказать, насколько тяжело малому бизнесу, и в каких конкретно отраслях и форматах работы?
— Самоизоляция вообще особенно остро повлияла на малый и средний бизнес. Сейчас очень много компаний и ИП разорится и уже разорилось. Мелкие турфирмы, отели, театры, киносети, сфера услуг и продаж. Упал спрос на ресторанные услуги, развлечения, спорт, культурные мероприятия…
Кстати, в этих условиях необходимо постоянно совершенствовать трудовое законодательство, чтобы защитить права работающих граждан, самозанятых лиц. Каждый работник, независимо от формы труда, должен чувствовать себя безопасно. Защита прав граждан должна являться приоритетом государства.
«СП»: — Ну, Росстат отчитывается, что к началу мая безработица составляла всего 5,8%. А правительство к концу года обещает снизить ее до 5%.
— Ситуация на рынке труда меняется каждую неделю. Соответственно, число безработных в ближайшей перспективе будет расти, произойдёт перенасыщение рынка кадрами. И полностью восстановиться даже после окончания мер самоизоляции экономика уже вряд ли сможет.
«СП»: — Какие изменения в трудовом законодательстве сейчас нужнее всего для защиты прав работающих граждан и самозанятых лиц?
— В настоящее время основная часть увольнений происходит через принуждение работника уволиться по собственному желанию, что говорит о том, что многие нормы трудового законодательства так, как надо, не работают на практике. Законодательство защищает сотрудника, однако не все работодатели всегда следуют ему.
На мой взгляд, основная проблема — даже не с законодательством, а с его применением и использованием: мало кто из работников задумывается о своих правах и мало, кто из них пытается свои права защитить. А работодатели, в свою очередь, часто действуют в личных интересах, не учитывая права специалистов.
«СП»: — Работодатели в разгар пандемии опробовали самые разные способы, чтобы обойти запрет на увольнение: работников отправляли в неоплачиваемые отпуска, переводили на полставки… Расскажите, что из этого законно, а что — нет.
— Минтруд РФ уже подготовил проект постановления правительства «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений в 2020 году» в целях «упрощения взаимодействия работодателя и работников» в условиях пандемии. Документ направлен на рассмотрение комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В нём предлагается запретить работодателям в период вынужденной приостановки деятельности из-за карантина увольнять работников по собственной инициативе или отправлять в простой (уволиться можно только по собственному желанию или по соглашению сторон).
Сокращение штата может происходить только по окончании ограничительных мер. Если предприятие решило сократить численность до пандемии, то, согласно Трудового кодекса, полагается уведомить работника за два месяца. Но во время карантина срок продлевается и нужно дождаться официального снятия карантина и только на следующий день уволить.
Отправлять работников в отпуск в условиях пандемии — это нормально. Но если в благополучное время человек в отпуске заболевает, то время отдыха ему продлевается ровно на столько дней, сколько он был на больничном. Продление же «эпидемического отпуска» на время болезни дней не предусмотрено.
О переводе на неполный рабочий день или другую работу предупредить работника следовало за два месяца. На время карантина был сокращен срок предупреждения об изменений условия работы до двух недель. О смене графика в период карантина тоже предупреждают за две недели, это сделано для того, чтобы работники находились подальше друг от друга и меньше контактировали.
Сейчас переводить персонал без его согласия на другую работу по Трудовому можно не более, чем на 1 месяц. Срок перевода будет увеличен до трёх месяцев.
Документ также урегулирует на срок до конца 2021 года вопросы электронного взаимодействия с удаленными сотрудниками.
Изменения будут действовать с момента подписания и до 31 декабря 2020 года.
А вот спасут ли такие постановления, вопрос открытый.
Эксперты: россиян ожидает самое серьёзное падение доходов за последние 20 лет
Названы отрасли, которые будут лидировать по безработице
В план по восстановлению экономики РФ включено около 500 мероприятий
Тетекин: на рынок, вернее на улицу выкинут десятки миллионов людей