Около 50 российских журналистов и их коллег из других стран оказались задержаны белорусскими силовиками во время беспорядков в Минске. Людям пришлось по несколько дней пребывать в следственных изоляторах.
Рассказывая о своём задержании и заключении, многие делились ужасающими подробностями: отсутствие еды, переполненные людьми камеры, хаос, кровь, избиения, неразбериха и полное непонимание, чем и когда это закончится. Многие рассказывали и о том, что до попадания в камеры физически почувствовали на себе силу белорусских силовиков.
Освобожденные журналисты передают большие благодарности российскому посольству и лично послу Дмитрию Мезенцеву.
— Вся команда, которая работает с Мезенцевым, — крутые ребята, — поделился по возвращению в Россию автор проекта WarGonzo Семен Пегов. — Они объезжают задержанных, которых только по официальным данным 3000, а я думаю, что по факту намного больше, если в камерах на четыре места было по 10−15 человек. Представьте, какой творился хаос: никаких электронных списков или базы данных нет. И в ручном режиме консулам нужно было объезжать каждый СИЗО, и отдельно у каждого начальника изолятора спрашивать, а нет ли у вас такого, а проверьте на таком-то этаже.
Похожую историю рассказал журналист Daily Storm Антон Cтарков во время стрима RT:
— Большая благодарностью нашему посольству. Без их помощи я бы до сих пор сидел в камере, вероятно, без еды. Ребята проделали сумасшедшую работу, они несколько раз объездили все СИЗО Минска, искали нас. В тот же Центр изоляции правонарушителей они приезжали несколько раз: им говорили, что нас нет, а они приезжали снова и снова, пока не добились того, что нас отдали.
Буквально в четверг освободили двух стрингеров видеоагентства Ruptly (входит в структуру телеканала RT): от Сергея Каменетского и Александра Ковалева не было вестей несколько дней.
Однако не все истории на данный момент завершились успешно. Режиссер, сценарист Роман Супер сегодня сообщил в социальных сетях, что в Минске пропал его товарищ и коллега — оператор Вадим Чаюков.
Независимый Профсоюз журналистов, сопредседателями которого являются Павел Никулин, Антон Карлинер, Игорь Ясин, выпустил заявление по поводу преследования белорусскими силовиками ряда российских журналистов, в котором обвинило российское посольство в недостаточной жесткости по этому вопросу.
«…Дмитрий Мезенцев заявил, что „задержания российских журналистов в Белоруссии не должны трактоваться как угроза двусторонним отношениям“, и призвал не имеющих аккредитации журналистов „не заниматься профессиональной деятельностью в Республике“. Во-первых, здесь очевидно явное непонимание базовых принципов права общества — как белорусского, так и международного — на свободный доступ к информации, а во-вторых, продемонстрирован чисто формальный подход к ситуации…», — говорится в заявлении.
Позиция Союза журналистов России — «решительный протест» властям Белоруссии. Но, как рассказал «Свободной Прессе» председатель СЖР Владимир Соловьев, ситуация в Республике начала меняться.
«СП»: — Есть ли у вас на данный момент информация, сколько журналистов еще остаются в Белоруссии и не выходят на связь?
— За прошедшие трое суток все наши журналисты уже вышли на связь, практически все они на свободе, и большинство уже в России.
Но в целом, по нашим данным, которые мы корректировали вместе с Международной федерацией журналистов, более 50 журналистов, включая белорусов, русских и представителей других стран, были подвержены различным репрессиям. Они были арестованы, избиты или у них забрали все средства работы: телекамеры и фотокамеры разбиты, карты памяти отобраны.
«СП»: — Как вы оцениваете ситуацию сейчас?
— У нас есть мониторинг нарушений прав журналистов, который мы ведем каждый день. Вчера мы сделали очень жесткое заявление в адрес руководителей и властей Белоруссии о ситуации с журналистами. При этом я очень хочу поблагодарить нашего посла Дмитрия Мезенцева. Он бывший журналист, и он активно подключился к ситуации. У посольства очень быстро получается освобождать журналистов и отправлять их в Россию.
На данный момент я могу сказать, что ситуация смягчается. Если судить по вчерашнему вечеру, журналистов уже не так активно задерживали: и митинги переместились из центра Минска к окраинам, и руководитель МВД Белоруссии заявил о том, что дал указание своим сотрудникам не трогать журналистов. То есть, каким-то образом повлияли заявление международных организаций, правозащитных организаций, может быть, и наше заявление.
Ситуация исправляется, мы это видим. Я надеюсь, что она будет и дальше меняться в сторону того, чтобы журналисты спокойно могли работать и исполнять свой профессиональный долг.
«СП»: — Насколько легко было освобождать людей и спасать оборудование?
— Каждый раз это была отдельная ситуация. В принципе, практически все происходило в течение одних суток. Но иногда оборудование бывало разбито.