На государство надейся, но сам не плошай. Видимо, так думает все больше россиян, у которых подрастают дети, и рано или поздно встает вопрос об их образовании. По данным исследования, проведенного «Сбербанк страхование жизни», 39% российских семей намерены копить на оплату как собственного образования, так и образования своего ребенка. В среднем россияне готовы копить на образование около 470 тыс. рублей.
«Чаще всего к накоплению средств на образование — от числа готовых платить за него — склонны опрошенные в возрасте от 30 до 40 лет, обладатели высшего и послевузовского образования и люди с доходами выше среднего», — говорится в исследовании.
Так, если молодые люди в возрасте 18−30 лет готовы копить около 400 тыс. руб., то люди от 30 до 40 лет — уже 632 тыс. руб. Обладатели вузовских дипломов планируют копит почти 512 тыс. руб. Примечательно, что женщины оценивают необходимую сумму накоплений в 526,5 тыс. рублей, а мужчины —в 423,1 тыс. рублей.
Серьезнее всех к вопросу относятся жители Тюмени, которые готовы на образовательные цели накопить 725 тыс. руб. Также ответственно к подобным накоплениям относятся в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Челябинске.
«Исследование показало, что те, кто готов платить за образование, согласны тратить на него в среднем 100,2 тыс. рублей в год», — говорится в сообщении.
При этом самые большие годовые бюджеты на высшее образование готовы выделить жители Москвы, Санкт-Петербурга, Тюмени, Перми, Ярославля, Красноярска и Иркутска. Впрочем, размер накоплений не может не быть связан и с возможностями ежемесячно откладывать определенную сумму, то есть от размера зарплаты, которая в столицах и крупных городах явно больше.
Старший вице-президент, руководитель блока «Управление благосостоянием» Сбербанка Наталья Алымова отмечает, что финансовая поддержка детей, в том числе образование — первая по распространенности цель накоплений россиян.
В том, что образование — это залог жизненного успеха, уверены 80% участников исследования.
«Около трех четвертей россиян полностью или в основном согласны с тем, что хорошее современное образование позволяет зарабатывать больше или намного больше. Кроме того, по мнению 84% россиян, — позволяет делать карьеру быстрее или намного быстрее. И подавляющее большинство опрошенных (91%) убеждены в том, что хорошее образование необходимо для личностного развития», — уверяют в Сбербанке со ссылкой на исследование.
Респонденты также считают, что успешное будущее могут обеспечить техническое или инженерное образование (23,2% опрошенных), образование в области ИТ и компьютерных специальностей (22,9%), а также в области экономики, финансов и управления.
Совершенно очевидно, что высшее бесплатное образование в России постепенно сокращается, хотя часто заявляется обратное, констатирует эксперт-экономист Леонид Хазанов.
— Как ни парадоксально, в этом в определенной степени заинтересованы сами вузы, поскольку уровень государственного финансирования сейчас не такой, как во времена СССР, спонсоры тоже не всегда могут оказать им поддержку. Да их еще найти нужно. В результате процесс сокращения числа бюджетных мест идет вперед, пускай и незаметно.
В подобных условиях родителям ничего не остается, как копить деньги на обучение детей в университетах и институтах, хотя у многих из них подобной возможности сейчас нет и в помине: затянувшаяся стагнация экономики и рост безработицы, особенно вследствие карантина, привели к падению их доходов. Людям приходится в буквальном смысле слова выживать.
Лично я, получив два высших образования, учась на бюджетном месте, сомневаюсь, что у моего ребенка будет такая же возможность. Поэтому сегодня, когда он учится еще только в начальной школе, я вынужден заранее озаботится подготовкой к вузу.
«СП»: - Что надо сделать выпускнику школы, чтобы все-таки поступить на бюджет? Высокого ЕГЭ, судя по всему, недостаточно.
— Если молодой человек или девушка имеют семь пядей во лбу, им все-равно будет трудно попасть на бюджетное место. Во-первых, их отсекает сам ЕГЭ с его запутанными тестами, в которых и человеку с кандидатской степенью сложно разобраться. Во-вторых, нужна протекция: детям больших чиновников намного проще попасть в престижные вузы, так как они идут по целевому набору (хотя вряд ли будут работать в тех структурах, которые им оплачивают образование), чем из обычных семей.
У нас в стране, к сожалению, сложилась ханжеская практика, когда человека ценят не за его способности, а за происхождение из «правильной» семьи. В результате можно прекрасно сдать экзамены в тот или иной вуз и все равно не попасть в него или же попасть на платное место. Подобное положение дел привело к тому, что высшее образование как социальный лифт перестало работать.
Политолог, эксперт ПРИСП Николай Пономарев обращает внимание, что совместное исследование Росстата и НИУ ВШЭ показало, что за период 2000 — 2016 гг. количество учебных мест в вузах, финансируемых за счет бюджетных ассигнований, сократилось с 2,8 млн. до 1,9 млн., т.е. приблизительно на 30%.
— В 2019 г. газета «Известия» опубликовала данные, приведенные в докладе правительства РФ Федеральному Собранию о политике в сфере образования. Согласно прогнозам авторов доклада к 2024 г. количество бюджетных мест в российских вузах должно сократиться на 17% по сравнению с 2019 г. Одновременно ожидается рост численности абитуриентов на 15%.
Конечно, нельзя забывать об анонсированном Татьяной Голиковой плане правительства увеличить число бюджетных мест в вузах на 141 тыс. человек к 2024 г. Однако эти намерения были озвучены еще до того, как «коронакризис» нанес тяжелый удар по российской экономике. На фоне текущего ее состояния выполнить столь масштабный проект можно лишь за счет сокращения иных статей бюджетных расходов. Вероятность чего равна статистической погрешности, поскольку это может спровоцировать масштабные конфликты внутри элиты.
На фоне этого отсутствие у родителей надежд на то, что их ребенок гарантировано сможет поступить на бюджетное место в вузе, представляется вполне обоснованным.
Нельзя забывать и о том, что цены на услуги высшего образования постоянно растут. В 2010 г. стоимость обучения в вузе в течение семестра составляла в среднем 25,5 тыс. рублей, в 2015 г. — уже 47,6 тыс.
Как минимум, на протяжении двух десятилетий государство последовательно сокращает бюджетный сектор внутри системы высшего образования. Этот тренд объективно обуславливается структурной деградацией экономики, социальной сферы
«СП»: — Каковы шансы у современной молодежи на получение бесплатного высшего образования?
— Шансы на поступление напрямую зависят от объема социального инструментального капитала (более известного как «блат»), выбранного вуза и специальности. Многое зависит как от корпоративной культуры учебного заведения, так и престижности выбранного направления подготовки. Некоторое преимущество имеется у молодых людей, поступающих на технические специальности: в их случае крайне маловероятно, что выполнение заданий ЕГЭ повышенной сложности не принесет им ни одного балла из-за нарушения неких малопонятных критериев (например, отсутствия ключевого слова в эссе на английском языке). В нынешнем виде ЕГЭ сложно назвать системой, работающей с точностью и надежностью швейцарских часов. Уместнее проводить сравнение с лотереей.