Восемь лет — это вовсе не бесконечность, а тем более, не смертельный приговор. Как «первоход» будет отбывать в колонии общего режима, займется самодеятельностью, если не захочет шить варежки или осваивать те или иные рабочие специальности. Если все пойдет хорошо, то после отбытия половины срока получит возможность выйти по УДО. К своему 60-летнему юбилею едва ли успеет, но это и к лучшему, а то мало ли, человек слаб, сорвется…
Если говорить про сам приговор, то вполне можно заключить, что справедливость восторжествовала. Он разумный, взвешенный, а отличие от бури страстей, которая сопровождала все это дело. Дичайшая театральность и маскарад, пошлые и наигранные эмоции, виляние и подлость вперемежку с некоторыми проявлениями человеческого. Было ощущение, что публике представили поток сознания актера, те самые думы, которые мрачат душу и леденят сердце, и подключили все это к громкоговорителям. Через эту изнанку души, душу можно окончательно потерять, а тем более репутацию.
Проклятия, стоны, недоумение, взвихренные эмоции и лицемерие. Больше всего хотелось бы запомнить всю эту историю именно, как торжество справедливости и того самого здравомыслия. Общества, судебной системы, да и самого актера.
А ведь во время процесса общество, будто на качелях раскачивалось. Гневно требовало осудить и покарать жесточайшим образом, а то и линчевать. Общество не верило в возможность справедливости, говорило, что отмажут, попугают и отпустят дальше гонять, пить и беспределить. Общество сострадало и начинало верить в тайные замыслы и строить конспирологические версии (интересно, провели уже параллели с «отравлением» Навального и почему не всплыл «Новичок»?) Общество испытывало брезгливость, неприязнь, открещивалось. И так раскачивалось, никак не придя в чувства. Сейчас это обычное дело. Любая история с подключением информационных громкоговорителей становится маятником, который кружит, дезориентирует, устраивает хаос в головах (вот бы вакцину от этого «коронавируса» изобрели…).
Про самого Ефремова и говорить не стоит: не грязное белье, а изнанка души предстала со всем ее накопившимся и распоясавшимся сором. А актер, надо признаться, многих веселил и радовал, потешал и умилял. Особенно, во хмелю и на грани потери человеческого облика. Прикалывались от «гражданина хорошего», покрывали его, соучавствовали, совсем отбросив простую мысль, что «сор» этот — людоед, что он будет пожирать и убивать, если дать ему волю. Дали…
Может приговор устроит там порядок, произведет необходимое очищение, ведь не только актер, но и мы сами, но и общество в этом соре по горло и никак не затеем уборку, и плюем на все это до поры. Пока людоед из-под масок не проявит себя.
Очень показательная история со справедливым приговором, но хочется надеяться, что это не финал, раз уж против воли всех развернулся этот сериал и заставил всех нас за ним наблюдать. Не хочется топтать актера, видеть его поверженным, униженным, раздавленным. Все это от подлых чувств и той же мстительности. Он сам уже все это сделал своими руками и слабостями, отсутствием стержневого, мужского. Человек — слаб, а в слабости подл.
Да, да, все это мы слишком хорошо знаем. Хочется видеть преображение человеческое, которое бы побороло мрак пошлости. Чтобы после всего этого схождения в ад и полной потери себя, человек вновь собрался, цельный и без сора. Надежда есть. И это необходимо не только Ефремову, который, как не банально, но получил шанс на новую жизнь, но и обществу.
У нас дефицит на истории человеческого торжества и победы, мы барахтаемся в историях падения, деградации. Если так пойдет, то и веру в человека потеряем, окончательно погрузившись в пучину повышенных эмоций, истерик, первичных реакций. Все это не только человека разрушает, сводит его до уровня банального истеричного мещанина, но и общество. Делает его падким на лозунги, на заманчивые призывы, делает податливым на всякого рода манипуляции, чтобы могло тупо и уперто идти по свисту любых манипуляторов.
Нам ведь всем тоже следует преодолеть и выйти из пучины грандиозного раскола, в который попали во времена перестройки, восстановить себя, свою цельность. В свое время само общество в неадеквате село за руль и понеслось, круша все на своем пути, убивая, калеча, подло оправдывая свои поступки, придумывая несусветные легенды. По сути, у общества с Ефремовым общий путь и, будем надеяться, общий процесс восстановления. Надежда есть, иначе никак.
Не быть стадом — это тоже про эту историю. Не улюлюкать, не визжать, не являть свиные рыла, вместо лиц, не сучить в истериках ножками и рвать на себе волосы в припадках и трансах, а быть рассудительным, здравомыслящим. Нам надо выйти из этого стадного транса, от которого голова идет кругом. Надо осознать, что у стада только один путь — броситься с обрыва в море, хаос и смута, а также производство бесконечных расколов. Пора бы уже избавиться от этой фабрики грез и вернуться в себе настоящим. Пусть и актер вернется, пусть спасется. Восемь лет — не смертельно, это справедливость, это жизнь и надежда. Для чего-то нужна была вся эта история, ведь не только для того, чтобы пошлое ток-шоу развернулась у нас на глазах…