Писатель и политики Захар Прилепин в своем телеграм-канале поделился следующей записью: «Во Вконтакте 3339 сообществ по запросу ЛГБТ. Сообщество «Один твой друг (гей)» — 387 389 участников. Только одно! 23 761 сообщество по запросу «гей».
Ну и, напомню, что Фейсбук за все годы войны на Донбассе не блокировал нашу гуманитарную работу и мои посты на эту тему. В то время, как администрация Вконтакте заблокировала меня «навсегда» (их формулировка) за гуманитарную работу в ДНР". Высказывание, на первый взгляд, эмоциональное. Где ЛГБТ, а где Донбасс? Но, с другой стороны, тема регулирования информации в Сети вообще и в различных социальных сетях в частности — в последние годы стала особенно острой. Тем более в условиях вроде бы как объявленной «гибридной», ну, или «информационной войны».
Что касается темы ЛГБТ и сетевых сообществ, то история это долгая и конфликтная для всех участников дискуссии, в том числе и российского государства. Которое в силу того же закона о запрете пропаганды гомосексуализма старается реагировать и нарушения пресекать.
Здесь, конечно, в очередной раз можно вспомнить, что дискриминации представителей ЛГБТ как таковых у нас нет. Запрещается только пропаганда соответствующего толка и исключительно в детской и подростковой среде. И что подобного рода отклонения, несмотря на ликвидацию из списка заболеваний ВОЗ, по мнению многих врачей отклонениями и болезнью быть не перестали. А с другой стороны — про осознанный выбор, про «любовь для всех и каждого, и пусть обиженным не уйдёт никто» и прочее равенство и запрет на дискриминацию по принципу отношения к своему или противоположному полу. Написано и пишется про это много, регулярно, полемично.
Но вот, есть, к примеру сообщество «Дети-404», открытое и публичное, «для помощи подросткам ЛГБТ» в социальной сети «Вконтакте». При этом, судя по всему, это целая сеть сообществ.
В 2015 это сообщество попытался прикрыть Роскомнадзор, руководство социальной сети согласилось с требованиями государственной структуры, сообщество было закрыто… ну, наверное, в течение минут 15-и. Потому что продолжило работу на другой странице в той же социальной сети. Работает и поныне.
И, вроде бы, у организаторов благородные цели. Помощь подросткам нетрадиционной ориентации, которых «давит» общество, родители, сверстники и вообще весь окружающий «гомофобный» мир.
Только давайте рассуждать уж совсем цинично, но мир — циничная штука, пронизанная политикой. Подростковая психика в принципе — штука крайне подвижная и склонная к самого разного рода девиациям и перверсиям. От тяги к насилию до тяги самого странного сексуального характера: «играй гормон» и все сопутствующее периоду полового созревания. Другой фактор — это, собственно, очень часто нездоровая обстановка в семьях. С виду вполне приличных, но где осуществляется психологическое давление и манипуляции самого разного толка. Ну и наше общество в целом, а особенно его подростковая часть — это довольно суровый социум. Со своими перегибами. Что, в общем, только усугубляет всё те же подростковые девиации. В том числе, и в сексуальной сфере.
Но тут появляются разного рода «помощники», сообщества в социальных сетях, которые расскажут, направят и объяснят. И как-то забывается две вещи. Первое: «Движение ЛГБТ — это общественно-политическое движение представителей сообщества лесбиянок, геев, бисексуальных и трансгндерных людей (ЛГБТ)». Второе — участникам «Детей-404» в массе своей 13−16 лет. Ну, и третье — вспомните возрастной состав последних митингов того же Навального.
А то, что вся эта «квир-тусовка» весьма дружит с «прогрессивной политической оппозицией» и оппозиция отвечает ей полной взаимностью — думается, не секрет ни для кого. И нет, понятно, что на страницах тех же «Детей-404» никой «политоты» нет. Это просто еще одна общественная организация, которая занимается вот такой вот проблемой, в том русле, в каком понимает свою помощь определенной группе подростков.
Только вот с неполитическими некоммерческими организациями и выходцами из них довольно часто происходит какая-то внезапная политизация. Тут, раз уж пример свежевший и перед глазами, можно посмотреть на Белоруссию, где в последние годы была развернута сеть самых разных благотворительных и прочих НКО. Был там, в том числе, некий ирландский фонд помощи жертвам Чернобыля. В нем работала Светлана Тихановская. Которая поначалу даже в своей политической программе была весьма аполитична. А в итоге получилось то, что получилось.
Понятно, что мысли о «крестовом походе ЛГБТ-детей» против власти тянут на махровую конспирологию. Но есть политические механизмы, которые образуются к определенным ресурсам. В том числе сетевым сообществам, объединенным по определенным проблемным темам. Политические силы обещают эти проблемы решить и получают себе уже лояльные, а то и активно-лояльные сообщества. А ЛГБТ-комьюнити пронизаны идеей всеобщего и всестороннего угнетения их участников.
И да, в этой истории интересны даже не представители фондов или ЛГБТ сами по себе. А руководство социальных сетей и избирательные ограничительные механизмы, которое это руководство использует или нет. Что касается того же Facebook, то там интересные вещи царят не в сфере тем про сексуальные меньшинства, а по «революционным вопросам». Охапки «банов» раздавались сторонникам «русского мира», а вот особо яростные «самостийные» украинцы могли постить вообще все что угодно. И никого это не смущало. Сейчас с той же Белоруссией история, кажется, повторяется. И все нормально. Никого такие призывы от сторонников «белорусской демократии» не смущают. Но представьте, если какой-нибудь даже не сторонник «русского мира», а приверженец Лукашенко напишет хотя бы «слава белорусскому ОМОНу, дави их, ребята!». Там баном дело не ограничится. Там начнется еще и вполне себе информационная, а то и не только информационная травля. И нет, речь не о том, что писать про «дави их» — это хорошо и правильно. Это не хорошо и неправильно. Дело в избирательных механизмах цензуры. И если уж она у вас есть, то пусть она работает в рамках декларируемых вами же универсальных норм.
Но ФБ — это всё же американская контора, и российские реалии для Марка Цукерберга и иже с ним — это нечто не слишком важное.
А вот к ВК в этом отношении куда больше вопросов. И дело совсем не в геях, а например, в огромном количестве пабликов посвященных сатанизму. И не некому «мирному» и «беззубому», а в том числе и с инструкциями по проведению жертвоприношений. Ну, или возьмем более приземленные вещи, «порнушку», которую руководство ВК обязуется под корень вычистить уже много лет подряд. Но результаты чисток как-то не очевидны. Прилепина, меж тем, «вычистили» оперативно. Перепутали с «лысым из Браззерс», что ли?
Здесь, конечно, можно спросить, а где же государство? Почему оно не контролирует? Но проблема в том, что ресурсы и у государства ограничены. Да и в целом, модерация социальных сетей должна хотя бы как-то соответствовать хотя бы декларируемым правилам этих самых сетей. Что-то подсказывает, что в соответствующих разделах правил «Вконтакте» нет тезисов о всесторонней поддержке распространения порнографии, а также призывов к совершению жертвоприношений во славу сатане. Но руководству, пока не приходит какой-нибудь очередной государственный Роскомнадзор, как-то нет до этого всего дела. Более того, государственный Роскомнадзор воспринимается в штыки, как и весь «кровавый режим». Такая вот, в общем, «цифровая фронда». И что с этим делать, и как менять, чтобы никто особо не пострадал, в том числе, кстати, и ЛГБТ-подростки с их хрупкой психикой — совершенно неясно.