В конце сентября — начале октября во многих городах России прошли акции «Заплати за COVID». В предстоящие выходные профсоюз медработников «Действие» планирует проведение массового пикета в Москве. Медицинские работники требуют обещанные им выплаты за работу во время так называемой первой волны эпидемии коронавируса. Между тем, первая волна уже перешла во вторую: — количество заболевших растет как в России, так и во всем мире.
Правительство России регулярно сообщает о выделении миллиардов рублей на выплаты медикам, работающим с кооронавирусом. Очередное распоряжение о выделении более 11 млрд на днях пописал премьер-министр Михаил Мишустин. Однако из регионов постоянно поступают сообщения о том, что надбавки до медицинских работников не доходят.
В Башкирии, например, прокуратура выявила нарушения в двух больницах. Как пишет интернет-издание ProUfu.ru, в частности, не получили выплаты по 415 постановлению 86 сотрудников Салаватского роддома в период с марта по август. Кроме того, по 122 постановлению, подписанному главой Башкортостана, 347 сотрудников Салаватской городской больницы за июнь, 224 сотрудника за июль и 659 сотрудников за август.
Подобная информация о невыплатах приходит из разных регионов и находит подтверждение даже на официальном уровне. За время эпидемии почти 70 тыс. медиков пришлось добиваться выплаты надбавок через Генпрокуратуру, сообщают «Известия». В итоге медицинским работникам вернули 1 млрд 731 млн рублей.
Сопредседатель профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал считает, что суммы, выделяемые на выплаты медикам, недостаточны.
— Надо выделять не десятки миллиардов, а сотни миллиардов, чтобы хватило на всех медиков, которые действительно несут дополнительную нагрузку и риски при работе с коронавирусной инфекцией.
Кроме того, надо пересматривать постановления, которые приняты и которые не предусматривают эти выплаты для ряда работников здравоохранения.
И третье: в связи с тем, что денег не так много, Минздрав своими незаконными разъяснениями дал установку регионам о том, что за определенные виды работ стимулирующие выплаты платить не надо. Тем самым, он снизил круг оснований для выплат и круг получателей.
Например, по 415-му постановлению правительство предусматривает, что должны выплачиваться деньги не только за оказание помощи пациентам с выявленным ковидом, но и пациентам из групп риска заражением коронавирусной инфекцией. А Минздрав в своих разъяснениях дал установку, что только с лабораторно подтвержденным ковидом. Само понятие «лабораторно подтвержденный» уже ограничивает, так как лабораторно подтверждается, наверное, треть реального ковида, потому что тесты не всем делаются, у кого-то бессимптомно, у кого-то просто в виде пневмонии, при которой по каким-то причинам не подтверждена коронавирусная инфекция на момент оказания помощи.
Кроме того, отказ выплаты лицам из группы риска заражения как бы мы не понимали, кто такие эти лица. Если брать мягкую формулировку — это все случаи вирусной инфекции и пневмоний, но с этими категориями пациентов работают практически все медработники. Скорая помощь, поликлиники, участковая служба, узкие специалисты сталкиваются с этим, потому что люди приходят с одной болезнью, но в это же время у них может быть и вирусная инфекция, и пневмония, не говоря уже о ковид. Всем эти группам риски власти не платят, только лабораторно подтвержденным. В итоге мы видим, что сотни медработников, которые должны были бы получать эти выплаты, их не получают.
«СП»: — Новая система выплат, которую предлагает правительство, может улучшить ситуацию?
— Это более логичный подход к одной из выплат, которая определяется 484-м постановлением. В начале апреля выпустили Постановление 415, которым определили выплаты. Потом выступил Путин, сказал, что вводят дополнительную выплату за работу непосредственно с коронавирусными пациентами. Даже из этого понятно, что основания для выплат разные — в целом за риск и особые условия труда и работа непосредственно в «красной зоне». А Минздрав это потом фактически уравнял.
Во исполнение обещаний путина было принято отдельное постановление — 484. Хотя с моей точки зрения, было бы логично внести поправки в 415-е. Хорошо, пусть будут отдельно, но поликлиники туда почему-то не вошли. Если сейчас разбираться в маршрутизации, алгоритмах работы, то как раз на поликлиники, на участковую службу сейчас смещается акцент в работе с коронавирусом, с пациентами легкой и средней тяжести на дому. А им по 484-му вообще не предусмотрено.
В 484 как и 415 имела место формулировка, что выплата начисляется за фактически отработанное время. Понятие «фактически отработанное время» — устоявшееся понятие в трудовом законодательстве, которое означает то время, которое работник отработал в течение месяца. Он может работать на ставку или полставки, а может полторы ставки. Формулировка о фактически отработанном времени присутствовала в обоих постановлениях, но поскольку не было четко разъяснено как должно выплачиваться, а денег было выделено не так много, то в итоге в апреле стали платить за высчитанные часы и минуты, и был скандал. Высчитывать эти позорные минуты. Люди стали получать по 200, 300, несколько тысяч рублей вместо обещанных 25, 50, 80 тысяч. И было еще ограничение — не более, чем на ставку, даже если работает на полторы. Путин стукнул кулаком по столу. В итоге эту формулировку в 484-ом отменили, хотя проблема была не в ней, а том, что была неформальная установка платить таким образом.
Из того, что говорит Голикова, как я понял, речь идет о том, чтобы вернуть формулировку «за фактически отработанное время». То есть, если человек работает на полставки, то получит половину суммы, ставка — всю сумму, полторы ставки — полторы суммы. Это более логично.
Вопрос в том, что, исходя из формулировки, в правительстве считают, что надо платить только специализированным подразделениям. Это ковид-госпитали и ковид-бригады. Но на скорой помощи такое разделение не работает, потому что ковид-бригады должны выезжать и на ОРВИ и пневмонию. Но скорая помощь не знает, куда она выезжает. Она выезжает на первичные признаки, а коронавирус подтверждается уже потом. Разделить «чистые» и «нечистые» бригады практически невозможно, особенно в сельской местности. С нашей точки зрения, все бригады должны получать по 484-му. А работодатели и местные чиновники считают, что только специализированные. В этом конфликт.
«СП»: — В каких регионах наиболее вопиющая ситуация?
— Практически во всех регионах ситуация одинакова, просто где-то получше — Москва, Петербург, отдельные регионы, где скорым выплачивают по-умному. Практически везде плохо с врачами обычных не ковидных подразделений стационаров и медиками поликлиник.
«СП»: — Какие-то шаги сейчас предпринимаются для решения проблемы?
— По-моему нет. Мне кажется, что некое осознание есть. И то, что Голикова обозначила — это часть того, что вопрос начал обсуждаться.
Задача нашей акции в том, чтобы вернуть тему в центр общественного внимания, в том числе органов государственной власти. Актуальность ее повышается, потому что медики уходят, не выдерживая нагрузки и не получая справедливой оплаты за тяжелейший труд. Многие увольняются.
Нагрузка возрастает не только из-за коронавируса, а и потому что коллеги уходят, заболевают. Нагрузка ложится на оставшихся. Я уже не говорю про риски.
«СП»: - Пикеты в столице и других городах еще будут?
— Они продолжаются. Мы заявили в Москве на 11 октября, на 12−00 на Суворовской площади. Но небольшой, так как нам могут отказать. В начале сентября под предлогом борьбы с коронавирусом нам отказали в проведении митинга в Астрахани. Поэтому пытаемся хотя бы пикеты провести. Из 35 заявок в разных городах нам согласовали 5 или 6. Мы провели эти пикеты. Плюс активисты выходят на одиночные пикеты и проводят пресс-конференции.