Председатель Русского географического общества в Петропавловске-Камчатском Алексей Торканов объяснил «Свободной прессе», почему массовый мор морской живности, зафиксированный в Авачинском заливе, произошел по естественным причинам.
Сообщения об экологической катастрофе на Камчатке впервые поступили от серфингистов в середине сентября, спортсмены почувствовали себя плохо после купания в Авачинском заливе. Там же были замечены и запечатлены на видео выброшенные на берег скопления мертвых морских животных — морских ежей, звезд, осьминогов и крабов.
Специальная комиссия правительства Камчатского края изначально рассматривала антропогенную, техногенную и природную причины случившегося. Предполагалось, что загрязнение могло произойти в результате сейсмической активности, сброса нефтепродуктов с проходящего вдоль полуострова танкера, а также утечки с военных полигонов Козельский и Радыгино, где хранятся опасные вещества.
Научный руководитель лаборатории экологии и эволюционной биологии водных организмов Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Кирилл Винников, который вошел в правительственную экспедицию к Авачинскому заливу, заявил, что чрезвычайная ситуация обусловлена возникновением и быстрым, ускоренным ростом популяции микроводорослей, и часть проб, которые они собрали, сразу же были отправлены в Тихоокеанский институт биоорганической химии.
Председатель Камчатского краевого отделения Русского географического общества Алексей Торканов считает, что ученых нельзя заподозрить в предвзятости, а инцидент действительно произошел из-за природных причин.
— Я склонен доверять коллегам, которые считают, что причиной был природный фактор, связанный с цветением воды, — считает эксперт. — От чего произошло это цветение, покажут дальнейшие исследования. Говорить о специальном отравлении какими-то веществами, происходящими от военных, или сбросами нельзя. Захоронения, оставшиеся от военных, проверены — никаких фоновых нарушений не обнаружено.
«СП»: — Почему вы склонны доверять выводам правительственной комиссии?
— На месте были произведены обширные работы. Много специалистов из разных институтов и серьезных лабораторий брали анализы, смотрели. Например, Институт вулканологии и сейсмологии ДВО РАН однозначно утверждает, что на Козельском полигоне, где хранятся военные отходы, все благополучно. Я не подвергаю их выводы сомнению, потому что это серьезные ученые и вряд ли они будут лукавить.
«СП»: — Первоначальные версии о возможном загрязнении не подтвердились?
— Изначально специалистами выдвигалось несколько версий. Они допускали, что это может быть антропогенное, техногенное воздействие, ну, и конечно, природное. Такое уже не раз наблюдалось. Раньше тот же Халактырский пляж не так часто посещался теми же дайверами, поэтому на это не так обращали внимание. Сегодня возросла техническая вооруженность: появились люди, которые ныряют, смотрят и с этим сталкиваются.
«СП»: — Красные приливы — характерное явление для Камчатки?
— Что касается цветения воды, для камчатки это обычное явление. Красным приливом называется немного другое явление — его вызывает другая микроскопическая водоросль. Ради интереса, я поднял старые материалы. В свое время коллеги обследовали все побережье — от Курил до Кроноцкого залива — на предмет кормовой базы калана. Есть опубликованная работа, где написано, что в августе-сентябре 1987 года на всем протяжении побережья отмечались локальные заморные явления, связанные с пониженным содержанием кислорода — 0,7% на глубине 12−15 метров. Они пишут, что это случается периодически.