Глава МИД Украины Владимир Огрызко заявил, что его страна может начать демаркацию границы с Россией в одностороннем порядке.
По утверждению дипломата, Украина полтора года ждет решения России, потому к межеванию территорий пока не удалось приступить. А поскольку страна стремится в ЕС, ей очень нужно обеспечить безопасность на границах.
Впрочем, руководитель пресс-службы пограничного управления по Брянской области Андрей Бакин заявил корреспондентам «Свободной прессы», что их ведомству демаркация границы не должна создать дополнительных проблем.
— Спорных территорий у нас нет, — пояснил он, — все чётко разграничено.
Что же так угрожает Владимиру Огрызко со стороны брянских, белгородских и других приграничных российских деревень?
Через лес — проще
От брянской Азаровки до украинской Архиповки всего километров пять. Между ними — лесок, который служит местным жителям не только местом прогулок и грибной кладовой. Лес таит укромные тропы, по которым граждане из одного государства спокойно пробираются в другое. А как иначе, если до легального пункта пропуска нужно давать крюк в 25 километров, да еще проходить пограничные процедуры?
— Да, через лес проще, — говорит жительница Азаровки Валентина Прохорец, — и вообще трудно разобраться, где проходит граница — указатели выставлены далеко не везде. Мы уже привыкли, что легальная дорога на юг закрыта.
Из русских только один сейчас работает на украинской территории. Международных свадеб тоже давно не случалось. Да и где могут познакомиться молодые люди, если граница гостеприимно открывается не часто. В последний раз это случилось — когда азаровцы отмечали престольный праздник. Районная власть заранее оповестила об этом пограничников, и 21 ноября они на сутки открыли временный пункт пропуска на дороге, ведущей в Архиповку. По ней на машине не проедешь, но на лошадке или на мотоцикле можно. Десятки жителей Украины по старой доброй привычке пришли к азаровцам, чтобы разделить радость престольного праздника. Пообщались всласть, вспомнили былое житье и мирно разошлись.
— У нас много родственников по обе стороны границы, — поясняет Валентина Прохорец. — Никаких кордонов нам не нужно. Не хватало еще, чтоб нас отделили друг от друга колючей проволокой!
Потайные тропы не зарастают
От деревни Новая Погощь до украинской Старой Гуты по прямой — не больше пяти километров. С российской территории — поля, а на украинской — лес. Глава сельской администрации Людмила Комелягина говорит, что родственников за границей у брянцев мало, поэтому особой остроты проблема не представляет. Однако тем, кому нужно в соседнее государство, приходится одолевать 20 верст до Суземки, а оттуда еще столько же до станции Зерново, где расположен пункт пропуска. Вот и побывай в гостях! Не зарастает грунтовая дорога, которая соединяет Новую Погощь со Старой Гутой.
— По ней постоянно ездят пограничники, — поясняет Людмила Комелягина. — Причем украинские — намного чаще, чем наши. Не знаю, кого они там ловят. На мой взгляд, брянцы никакой угрозы для Украины не представляют. А вот с юга к нам поступают наркотики. Пограничники периодически отлавливают контрабандистов, но не скажу, чтобы этот участок границы был криминальным. В общем, не вижу ни вреда, ни пользы в том, что по околице нашего района пройдет демаркационная линия.
А как к теще на блины?
Жители брянской деревни Знобь Трубчевского района могут и вовсе скоро оказаться заложниками межгосударственных отношений. Географически она находится на своеобразном полуострове, вклинившемся в Сумскую область Украины. В соседний городок Белая Березка из Зноби можно попасть только по дороге, пересекающей территорию сопредельного государства. А ходить приходится часто — к врачу, на рынок, в магазины и аптеки… Другой путь, по российской территории, не только очень долог, но и не приспособлен для движения транспорта — это лесные тропы. Юридически любая поездка в Белую Березку может быть расценена как нарушение государственной границы.
Впрочем, полтора месяца назад на границе оборудовали и торжественно открыли пункт перехода. Жители наконец-то смогли официально и беспрепятственно совершать «заграничные» путешествия. А инициатором создания пункта стал глава Трубчевского района Павел Мацуев, уроженец деревни Знобь. У него в приграничных украинских сёлах много родственников.
Теперь украинские парубки не пропускают ни одни танцы в российских сельских клубах. Как сказали корреспонденту «СП» в местном сельсовете, одностороннее решение Украины о демаркации границы, безусловно, может негативно отразиться в дальнейшем на отношениях жителей приграничных поселков. Например, визит к тещё на блины придется оформлять на государственном уровне, а на прием к врачу продираться сквозь лесной бурелом.
Брянск