Жителям Украины не позавидуешь. Особенно тем, кто рискует подхватить COVID-19. А в группе риска, как везде, не только пожилые люди, но, в сущности, всё население. Свидетельством — статистика распространения ковида в этой стране. К утру понедельника число инфицированных достигло почти 300 тысяч человек (298872). Большинство среди них составляют граждане в возрасте 25−55 лет. Высок и процент смертности — 1,88 (в России для сравнения 1,73%). Но не так страшен был бы этот черт (то есть, вирус), если бы не вмешательство другого, известного во многих государствах под прозвищем янки. Без его указаний украинским гражданам скоро будет уже и не вздохнуть. В прямом смысле слова!
Коронавирус, известно, бьет по легким, вызывая пневмонию. Предупредить которую призвана вакцина. Над её разработкой не первый месяц бьются во многих странах мира. У нас она уже появилась — это «Спутник V». Он хорошо показал себя во время испытаний на добровольцах. Сейчас прививки делают медикам, работающим в так называемой «красной зоне».
Заинтересовались ею и за рубежом. Нашлись там и среди неспециалистов желающие привиться. Один из них — Виктор Медведчук, депутат Верховной рады Украины. Минувшим августом он вместе с женой и сыном ездил отдыхать в Крым. Где и сделал себе «спутниковую» прививку. После чего активно поддержал предложение Москвы о поставке вакцины в свою страну.
Его поддержал из Одессы журналист Юрий Ткачев. «Тут на днях в Украине начали поговаривать о том, что может все-таки можно российскую вакцину закупить. Потому что ситуация становится уже катастрофической, и непонятно, как выходить из неё», — написал он в соцсетях. Казалось бы, получай и радуйся!
К этому все вроде бы и шло. Корреспондент «СП» постоянно на связи с братом-киевлянином, с друзьями в том же Киеве. Они рассказывали, как многих в городе обнадежила перспектива скорого получения препарата. «Мы в курсе, что испытания ещё продолжаются, — говорили они мне в конце сентября, — что возможны некоторые побочные явления, но это все-таки лучше, чем ничего. В общем, ждем!». Наивные! Они, похоже, ещё не поняли, в какой стране сейчас живут.
Едва в «незалежной» зашел разговор о покупке российской вакцины, как подал голос (или, точнее, рык) американский Госдеп. «Вчера временный поверенный в делах США Кристина Квин пригласила на конструктивный коллегиальный ужин министра здравоохранения Степанова, чтобы обсудить борьбу с COVID-19 и реформы сектора здравоохранения, — говорится на странице посольства США в Фэйсбуке — Украина не будет покупать российскую вакцину от COVID-19, которая не прошла клинических испытаний на безопасность!». Интересно, что буквально за сутки до этого тот же Максим Степанов публично заявлял, что если ВОЗ одобрит российскую вакцину, то ее можно будет закупать «как вакцину любой страны-производителя». Вот уже действительно, «мои мысли — мои скакуны»…
Послушный Владимир Зеленский, президент, суверенной, как считается, страны, отреагировал оперативно: «Евросоюз подтвердил, что поможет Украине получить настоящую вакцину, когда она появится и не будет вызывать сомнений у ученых. Поэтому не советую очень верить в предвыборные „инициативы“ отдельных циников, которые уже вакцинировались непроверенными препаратами». (). В этом его заявлении удивляет только одно слово — «Евросоюз». Ни для кого в Киеве не секрет, что окрик янки по поводу российской вакцины связан исключительно с намерением продвигать на Украине свою, когда та появится. А когда она появится — неизвестно. Из двух компаний, которые занимаются в США её разработкой, одна на днях заявила о приостановке испытаний «из-за вопросов безопасности». Подробности не раскрываются, но что имеется ввиду, многим, думается, понятно.
Провластные киевские СМИ тут же подхватили: «На украинцах хотят начать испытания, берегитесь!». И накинулись на Медведчука, у которого какие-то там якобы договоренности по «Спутнику V» лично с президентом РФ Путиным. Тут же был запущен слух о том, что он, несмотря на прививку, все-таки заболел. А, значит, вакцина не эффективна. Его ответ оппонентам не заставил себя ждать. «Спутник V» дал свой результат. Я вернулся на Украину и сдал анализ крови, и мне выдали справку, которая свидетельствует о титрах антител у меня в крови. Мой результат- 58,77. У жены еще выше — 102. Это свидетельство того, насколько действует вакцина". (Для справки: до 10 единиц антител — нет защищающей организм реакции на коронавирус; свыше 12 — результат положительный, [есть] противодействие вирусу.
В общем, политика для нынешней украинской власти куда важнее здоровья и благополучия населения. Здравый смысл уступает место сиюминутным местечковым интересам и желанию в очередной раз угодить заокеанскому вассалу. Как констатирует бывший советник президента В. Януковича, юрист Андрей Портнов, этим «наглым беспрецедентным вмешательством» (не покупать у РФ вакцину — авт.), Украина окончательно утратила независимость". Можно только посочувствовать её жителям. Судя по недавнему опросу, проведенному выборочно на улицах столицы, им «не важен кто производитель, и если российская вакцина эффективна, то надо её закупать».
Но что же наш «Спутник V», о котором мы все в своей стране наслышаны, но сами до сих пор толком ничего о нем не знаем? Почему его активно продвигают за рубеж, а не в собственные регионы, где ситуация ухудшается, а плато, о приближении которого говорят в Роспотребнадзоре, и в морской бинокль не разглядеть? Что-то не договаривает власть?
Ваш корреспондент расспросила об этом Ивана Токина, кандидата медицинских наук, старшего научного сотрудника отделения экспериментально-клинических исследований НИИ гриппа им. Смородинцева.
«СП»: — Верно ли, Иван Иванович, что российская «спутниковая» вакцина дает «нехороший» побочный эффект, как о том говорят на Западе?
— Абсолютно все вакцины имеют побочные эффекты, которые, как правило, стандартны. Их даже побочными не назвать. Например, повышение температуры. Иммунная система реагирует так на то, что ей нужно готовиться к собственной защите себя от чего-то нежелательного, опасного из вне. Это нормальная реакция организма. Подобное происходит при лечении, скажем, гепатита интерфероном. И ни у кого это не вызывает удивления. Со «Спутником V» сейчас одна, скажем так, заминка. Вакцина прошла ещё не все испытания. Их обычно три фазы. Первые две, во время которых оценивалась, в частности, безопасность её введения, были успешными. Нынешняя третья фаза — это массовые исследования, позволяющие получить более полное, во всех смыслах широкое представление о ней и её эффективности. А так принципиального её отличия от других нет.
«СП»: — Однако остаются определенные опасения, в том числе, у специалистов. Не случайно, наверное, запускать массового её производства не спешат.
— Чтобы начать производство и массовое использование такого рода препаратов, требуется соблюдение всех пунктов так называемого протокола. Это станет возможным после публикации полных данных о новой вакцине, результатах её исследования. Пока таких публикаций, насколько я знаю, ещё не было.
«СП»: — Кремль активно пропагандирует «Спутник V» на Западе, а в России люди его побаиваются. Даже врачи пытаются уклониться от прививки. Такие случаи отмечены в нескольких стационарах Петербурга.
— Все очень индивидуально. Кто-то побаивается от дефицита информации, кто-то потому что в принципе не привык прививаться. Обычный человеческий фактор. Сама вакцина тут ни при чем.
К разговору подключается Татьяна Протасенко, старший научный сотрудник Социологического института РАН.
«СП»: — Татьяна Захаровна, проводятся ли сейчас в России в целом и в Северной столице, в частности, опросы населения об отношении к разработанной отечественными учеными вакцине?
— С организаций опросов населения у нас в стране в последние годы форменное безобразие. Проводить их надо регулярно. При нынешней пандемии не реже двух раз в месяц, чтобы, отслеживая ситуацию, оперативно и адекватно реагировать на неё. Не зря же говорится: предупрежден, значит вооружен! За рубежом так и делается. Нам остается лишь завидовать. В Петербурге, где я работаю, Смольный давно не выделяет нашему институту средств на опросы. Создал у себя аналитический центр, сотрудники которого «опрашивают», в сущности, сами себя. Говорю так, потому что информация о результатах их опросов не обнародуется. Или обнародуется лишь выборочно, та её часть, что, видимо, наиболее удобна для власти.
«СП»: — Боятся, наверное, испугать цифрами горожан. А где испуг, там, глядишь, и паника…
— Самое ужасное, что городская власть и сама не пользуется получаемыми данными. Сужу об этом по однообразию губернаторских призывов носить маски и перчатки, а тем кому «65+» сидеть дома. Они звучат с весны, уже оскомину набили. Но ситуацию весной и сейчас нельзя сравнивать. Соответственно и рекомендации главы города, а, главное, принимаемые им решения должны быть более действенными. В Москве положение с опросами чуть лучше, однако, насколько я знаю, не намного.
«СП»: — Знаю, что вы по собственной инициативе провели недавно экспресс-опрос пожилых горожан. Каковы результаты?
— Выяснилось (признаться, неожиданно для меня) сильная зависимость в отношении к ковиду людей этой возрастной категории от жилищных условий. Кто живет в коммунальных квартирах, а их в Северной столице ещё очень много, тот чувствует себя в большей безопасности, чем обладатели собственного жилья.
«СП»: — Действительно, неожиданно!
— Все просто: в коммуналке на произвол судьбы человека не бросят. Хотя бы и по «шкурным» соображениям — чтобы самим не заразиться. Тем, кто на самоизоляции, помогут с продуктами, лекарствами.
«СП»: — Что говорят петербуржцы о вакцине?
— В большинстве своем они мало что о ней понимают. «Спасибо» власти, не спешит информировать. А вот к чему у людей абсолютное недоверие, так это к тестам. Приводят множество примеров ошибочности тестирования. Что сильно потрепало людям нервы. Жалуются так же на отсутствие конкретики в обращениях к населению губернатора Беглова. Действительно, он говорит про маски, перчатки в общественных местах. А люди хотят знать, где сейчас опасней — в магазинах? Парикмахерской? Аптеке? На транспорте? Почте? Выводы приходится делать на основе личных предположений. Отсюда во многом и пренебрежение властными советами.