«25 тысяч — это реально!». Еще недавно плакаты с этим лозунгом украшали улицы Тольятти. В 2007 году экономика росла, а с ней — и зарплаты, а кризисом даже не пахло. Предвыборное обещание партии власти поднять заработки на заводе вдвое-втрое не казалось невыполнимым. Прошло три года. За это время, как отмечают активисты независимого профсоюза «Единство», зарплаты упали, а с автогиганта сократили каждого десятого.
В 2007 году на заводе уже объявляли забастовку с лозунгами «Единой России». Партии власти пришлось открещиваться от предвыборных обещаний. Теперь эту тему вновь поднимают активисты профсоюзов. Они обращаются к Владимиру Путину, и как к лидеру «Единой России», и как к премьеру, росчерком пера поднявшим зарплату шахтерам в Кузбассе.
«Мы с удивлением наблюдали по центральному телевидению, как вы с губернатором Кемеровской области А. Тулеевым обсуждали решение вопроса о повышении заработной платы шахтерам. Вы решили установить нижний предел месячной зарплаты шахтера не менее 40 тысяч рублей», — пишут активисты независимого профсоюза. — «Просим установить нижний предел месячной заработной платы низкоквалифицированного рабочего „ОАО АвтоВАЗ“ не ниже 25 тысяч рублей, при этом сохранить существующую тарифную систему дифференциации заработной платы работников».
«В нашей стране, к сожалению, все реже конфликты между работниками и работодателями решаются с помощью законодательства, все чаще в такие конфликты вовлекаются представители действующей власти РФ. Такие методы применяются обычно в тоталитарной системе организации общества», — считают авторы письма.
Как сообщает газета «Коммерсантъ», глава официального профкома «ОАО АвтоВАЗ», Николай Карагин, входящий в совет директоров завода, назвал обращение «популизмом», по сути посоветовав его авторам лучше работать. По его словам, в 2008 году, когда завод произвел почти 1 млн автомобилей, средняя зарплата доходила до 22 тысяч рублей. В феврале 2010 года она составляла 13 тысяч, а сейчас — 17,7 тысячи рублей. По мнению Карагина, увеличить доходы заводчане смогли за счет того, что предприятие загружено, появились рабочие субботы и новая система премирования (для рабочих — за качественное выполнение плана, для всех — за оптимизацию производства). «СП» оперативно связаться с Николаем Карагиным не удалось.
Напомним, что в последние несколько лет АвтоВАЗ находится в предбанкротном состоянии. При этом производство неоднократно останавливалось из-за падения спроса на продукцию. В 2009—2010 году государство помогло заводу деньгами, перечислив для расчета с кредиторами и модернизацию 70 млрд рублей. АвтоВАЗ постоянно сокращает рабочих — на данный момент уволено 14 тысяч человек. До кризиса на предприятии числилось около 110 тысяч работников.
Однако, по итогам II квартала 2010 года АвтоВАЗ показал прибыль — 1 млрд рублей, тогда как еще в I квартале предприятие отчитывалось об убытке в 2,6 млрд рублей. Как отметил президент АвтоВАЗа Игорь Комаров, предприятию помогла запущенная в марте программа утилизации автомобилей. Она обошлась бюджету втрое дешевле адресного финансирования завода.
Сразу после запуска программы утилизации продажи АвтоВАЗа выросли на 13% и в апреле вернулись на докризисный уровень (52 тысячи машин). На модели Lada приходится более 80% продаваемых по программе утилизации автомобилей.
По итогам полугодия АвтоВАЗ остался в убытке (1,58 млрд), но его размер сократился почти в девять раз по сравнению с аналогичным периодом 2009 года (14,2 млрд рублей).
Полученная прибыль не означает, что государство свернет программу прямой помощи АвтоВАЗу — бюджет перечислит заводу еще 10 млрд рублей, и при этом предприятие по итогам года, согласно международным стандартам отчетности, все равно останется убыточным.
Один из авторов письма, руководитель независимого профсоюза АвтоВАЗа «Единство» Петр Золотарев рассказал «СП», что их побудило обратиться к Владимиру Путину.
«СП»: — Разве Путин должен решать, какая зарплата будет у рабочего на конвейере?
— Мы увидели по телевидению, что Владимир Путин с Аманом Тулеевым решали вопрос о минимальной заработной плате на шахте «Распадская», вообще о зарплате шахтеров по региону. Им решили установить 40 тысяч. Это нормальные деньги, это хорошо.
Но вопрос в другом. Разве так решаются трудовые отношения? Что, у нас премьер-министр будет всем зарплату устанавливать? Раз такие правила игры, давайте и нам.
Мы пишем о том, что мы сторонники другого порядка. Гражданское общество строится на взаимоотношениях сторон, столкновении интересов групп людей. В нашем случае — интересы работников и интересы работодателей. Государство тут должно только регулировать возможности и права сторон, балансировать их силы. А мы уже договоримся, используя те инструменты, которые у нас есть.
Сейчас в нашей стране профсоюзы не могут воспользоваться правом на забастовку, они не могут участвовать в переговорах о заключении коллективного договора — я имею в виду реально действующие независимые профсоюзы. Члены таких профсоюзов преследуются, Конституционный суд решил, что надо лишить полномочий выборных представителей, теперь работодатель может уволить их по любому поводу.
Это называется дисбаланс — сторона работника потеряла силу и возможность влиять на работодателя, а вот работодатель стал полновластным хозяином. Это неправильно, мы бы хотели, чтобы государство занималось защитой прав профсоюзов.
«СП»: — Почему 25 тысяч, не больше, не меньше?
— Мы эту зарплату требуем с 2007 года, у нас даже стихийная забастовка была в августе 2007 года с этим требованием. Так как зарплата маленькая, жить на деньги, которые платят сейчас и платили тогда, невозможно.
А тогда в марте 2007 года партия «Единая Россия» на местных выборах выходила с лозунгом «Зарплата 25 тысяч — это реально!» Ну так пускай отвечают за свои слова!
«СП»: — А на самом ВАЗе сейчас что происходит? Недавно была новость, что завод показал прибыль после длительного периода убытков.
— Ситуация удручающая. Объем работы вырос, и его перекладывают на людей, оставшихся на заводе после массовых увольнений. Сейчас объявили о том, что увольнения будут продолжаться — до конца этого года планируют сократить еще 6 тысяч человек. Так как сейчас спрос на автомобили временно поднялся, и нужно было увеличить объем производства, они вынуждены были набирать людей.
Опять кинули клич — «специалистов возвращаем на АвтоВАЗ», потом временно набрали на работу учащихся и студентов, платят им очень мало.
Сейчас вот появилась прибыль — миллиард рублей. Почему бы с нее не увеличить зарплату? Сократились расходы, уменьшилась численность рабочих, избавились от каких-то непрофильных объектов. Так давайте, увеличивайте зарплату, есть такая возможность.
«СП»: — А руководство как-то обещает зарплату поднять в обозримой перспективе, звучат какие-то предложения?
— Нет, ничего такого нет. Недавно я пробовал запросить перспективный план развития АвтоВАЗа до 2020 года: мы хотели обсудить в трудовом коллективе их предложения. Вообще, учитываются ли в нем интересы работников. Не дали, отказали. Секретная информация.
Так ВАЗ это практически оборонная промышленность, судя по владельцу. Такие деньги — 25 тысяч рублей рабочий, не управленец, не «белый воротничок» может заработать? Если учитывать дополнительные выплаты, премии, все-все-все? Вообще, какие сейчас зарплаты на заводе?
По моим данным самая низкая зарплата, у неквалифицированного рабочего где-то 8−10 тысяч, а официально объявленная средняя зарплата по заводу, с учетом выплат руководству, в районе 16 тысяч.
«СП»: — А если не учитывать «белых воротничков»?
— Тысяч 12−14.
«СП»: — Такое ощущение, что раньше, в 2007-м, например, зарплаты были повыше.
— Я тоже так думаю.
«СП»: — А что стало с сокращенными с завода? Были слухи, что людей хотят устроить куда-то в Ленинградскую область, в Тихвин, чуть ли не в Пикалево. Даже была информация, что вот-вот несколько семей переедут. Что-то было реализовано из этих планов?
— У нас создали два дочерних предприятия — «Реформинг-центр» и «АвтоВАЗ-Перспектива». Первое занимает демонтажем оборудования, разбором, чем попало. Вот только что их работник жаловался — «я высококвалифицированный слесарь-ремонтник, меня перевели сюда, заставляют быть маляром, чистильщиком, всякой ерундой заниматься».
Я знаю, что рабочих, которые демонтируют одну из линий старого конвейера, привлекают на сбор на главный конвейер, потому что работать уже некому.