«Дичайшая бюрократическая загруженность преподавателей, странные требования и неадекватное количество ревизий»

Педагог Александр Чаусов о кризисе в системе образования

3492
"Дичайшая бюрократическая загруженность преподавателей, странные требования и неадекватное количество ревизий"
Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Руководство партии «За Правду» Захара Прилепина выступило с предложением назначать на руководящие должности в системе образования людей, имеющих реальный педагогический стаж. Письмо за подписью главы партии, его заместителя Александра Казакова и советника председателя Николая Старикова уже направлено в адрес вице-премьера Татьяны Голиковой.

В послании партийцев к вице-премьеру, в частности, говорится: «На сегодняшний день опасения вызывают вовсе не профессиональные навыки педагогов, а наличие профкомпетенций у представителей федеральных и региональных министерств и ведомств, которые выдают нежизнеспособные инициативы… Чиновник должен и обязан разговаривать с учителями на одном, всем понятном языке». Инициаторы изменений предлагают ввести ценз на педагогический стаж не менее двух лет для кандидатов на должности старшей и ведущей категорий госслужащих в системе образования.

Читайте также
«Эта война может вспыхнуть вновь» «Эта война может вспыхнуть вновь» Захар Прилепин и военкор «СП» Дмитрий Иванов о перемирии в Нагорном Карабахе

В целом, логика такого предложения понятна. Нынешняя система образования, не только школьного, но профессионального и высшего, переживает, как и многое другое в России, кризисные времена. Коронавирус и карантинные меры бьют по всем сферам, в том числе и по образовательной.

Но у наших общей и высшей школ «кризисные времена» начались уже довольно давно, продолжались в постоянном режиме и назывались «реформы». Итогом этих реформ стала и дичайшая бюрократическая загруженность преподавателей, очень странные требования по критериям качества образования и несколько неадекватное количество ревизий, проверок и прочих бодрых мероприятий, которые запросто тормозят работу целых университетов на несколько дней, а то и недель.

Коронавирус и дистанционное обучение нисколько не разгрузили преподавателей. Напротив, теперь на их плечи легло переписывание всего и вся под новые «дистанционные стандарты». Окончательной редакции, которых, к слову, в природе не существует. Ну или её видели какие-то особо избранные люди, но не основная масса педагогов.

Впрочем, об этих частностях можно узнать у практически любого педагога. Но печальнее всего то, что за последние лет 10 изменился сам подход к учителям. Все эти бесчисленные бумажки — они не просто отнимают время у педагога. Они про контроль и подозрительность со стороны чиновников.

Ситуация здесь, если максимально упрощать, следующая: вот сидит чиновник, который курирует какие-то вопросы образования. Но что такое эта система в реальности, на практике, а не по отчетам — он не знает. Больше того, его это вообще не интересует, потому что отчитываться примерно такому же начальству он тоже будет не «реальностью», а именно бумажками.

Поэтому от непосредственных участников образовательного процесса, от педагогов эта самая отчетность и требуется. А еще между строк каждого такого запроса на очередной отчет звучит: «А не обманываете ли вы меня, граждане-педагоги? Потому что я-то не в теме и я это знаю, и я знаю, что вы это знаете. Но мы устроим так, чтобы вы обманывать нас не смогли». В итоге гора разного рода «проверочных» документов растет, а градус паранойи только повышается. Ну и среднестатистический педагог чувствует себя то ли как преступник, то ли как подозреваемый в преступлении в ходе практически каждой такой проверки. Нужно ли отвечать на вопрос о том, как это сказывается на психологическом климате всей образовательной системы?

И, право слово, вариант, когда чиновник будет «в теме» — лучший из имеющихся. Может быть, например, люди с реальным педагогическим стажем все же закончат ежегодную порочную практику переписывания стандартов составления УМК, в рамках которого свои рабочие программы переписывают и все педагоги страны. И при этом, честно говоря, по этим программам, ежегодно переписанным, не преподает, наверное, никто. Потому что по ним невозможно преподавать. Хотя каждый такой документ может занимать и 50, и 100 страниц. Хотя раньше учебный план, в рамках которого было понятно, что, когда и в какой форме человек преподает, занимал страниц 10. Но это было лет 15 назад.

К сожалению, то предложение, которое озвучено партией «За Правду» — совсем не панацея. Даже если его примут в полном объёме. Во-первых, все эти «компетентностные подходы», «новые стандарты ФГОС» и прочие новаторские идеи обкатываются в экспериментальном порядке в реальных вузах страны. Например, в НИУ ВШЭ. И там вполне реальные педагоги рапортуют об «успешном проведении эксперимента». А дальше «эксперимент» валится на головы педагогов всей страны.

Во-вторых, два года педагогического стажа — это просто ни о чем. Первые два года преподавателя как раз берегут, чтобы «не спугнуть». А это значит, что он минимально соприкасается с бюрократическими ужасами системы. Уж в вузах точно. Там первые два года молодой сотрудник занимает должность «старшего преподавателя», то есть такого «лаборанта с апгрейдом», и только потом уже доцента. То есть хорошо бы эту цифру в два года увеличить хотя бы до пяти лет. А в идеале, вообще до десяти. Чтобы человек, так сказать, проникся реформаторским духом системы, её инновациями и цифровизацией, а также эффективным менеджментом. И шел бы он в чиновники с четким пониманием того, что в системе нужно сжечь и посыпать солью, чтоб, не дай бог, на том месте чего аналогичного не проросло.

Читайте также
Тамбовщина скоро лишится своего главного символа - волка Тамбовщина скоро лишится своего главного символа — волка Экологи бьют тревогу: в лесах региона почти не осталось знаменитых хищников

В-третьих, если мы говорим про вузы, то речь должна идти только о штатных преподавателях. Необходимо исключить из списка кандидатов на должности так называемых «почасовиков». Потому что их тоже берегут. И тоже стараются «не спугнуть» бюрократией. Плюс «почасовой» стаж можно получить абсолютно не напрягаясь, бывая в вузе пару раз в месяц.

И вот здесь уже открывается такое поле для манипуляций с расписаниями и учебными планами, что даже образование в девяностые покажется эталоном законности. В свое время у некоторых губернаторов была такая «модная фишка» — стать заведующим кафедры, на которой такой «заведующий» не появлялся ни разу не то что за свой губернаторский срок, а в жизни.

А если прибавить сюда «уважаемых людей», которые уже занимают свои места в Минобразе и которые этих мест совершенно лишаться не хотят, то тут уже будет полный набор очень интересных схем.

Тем не менее, инициатива со стажем — это лучше, чем ничего. Более того, это шаг в очень верном направлении. Такой отбор позволит попасть в чиновничье-образовательные структуры хотя бы какому-то количеству людей, которые понимают, как оно на самом деле всё устроено и что из этого устройства необходимо убрать, чтобы не мешать педагогам работать.

Последние новости
Цитаты
Сергей Духанов

Журналист

Владислав Шурыгин

Военный публицист, постоянный член Изборского клуба

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня