Президент России Владимир Путин подписал закон об увеличении с 2021 года ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ) до 15% для граждан, чей годовой доход превышает пять миллионов рублей. В настоящий момент ставка для всех одна — 13%.
Стоит отметить, что разговоры о необходимости введения прогрессивной шкалы налогообложения в России ведутся давно. Эту меру неоднократно предлагали различные политические партии, однако правительство выступало против. О несвоевременности такой меры не раз говорил президент.
Так 7 июня 2018 года в ходе «прямой линии» Путин заявил, что все не так просто, как в теории.
«Как известно, многие предлагают НДФЛ изменить, в том числе и политические партии, которые находятся в оппозиции, но представлены в парламенте. Мы долго думали на этот счет. На первый взгляд, дифференцированная шкала налога на доходы физических лиц кажется и выглядит более социально справедливой, то есть кто больше получает доходов, тот должен и больше платить.
Практика сложнее, чем эти теоретические формулы. О чем говорит практика дифференцированного налога на доходы физических лиц прошлых лет? Как только он вводится, часть граждан, которые получают более высокие доходы, начинают различными способами скрывать эти доходы. Начинаются сразу зарплаты дополнительные в конвертах и так далее и так далее.
То есть фискальный результат почти нулевой, а шума много, и ухудшение в целом инвестиционного климата очевидно, поэтому признано это нецелесообразным", — отметил президент.
А вот, что он заявил в ходе обращения к гражданам этим летом:
«С 2001 года у нас действует плоская шкала налога на доходы физических лиц. И ее введение в свое время позволило вывести зарплаты и доходы из тени, упростить, сделать понятным налоговое администрирование. То, что граждане с разным уровнем доходов платят налог одинаково, по одной ставке в 13%, на первый взгляд, выглядит даже несправедливым. Однако если учесть, что после введения плоской шкалы НДФЛ собираемость налога увеличилась, причем увеличилась значительно, и государство получило возможность направлять эти дополнительные средства на решение социальных задач, то станет ясно, что справедливость здесь абсолютно ни при чем.
Сейчас с учетом нового качества администрирования, внедрения здесь цифровых технологий появилась возможность распределять налоговую нагрузку более дифференцировано и направлять дополнительные финансовые поступления на решение конкретных, значимых для общества задач".
Что же изменилось? Откуда появилась эта возможность? Или просто кризис прижал?
— Эта мера несет преимущественно идеологическую функцию, — считает директор Института свободы Федор Бирюков.
— Все налоги у нас — для бедных, они бьют по кошелькам небогатых людей. В любой сложной ситуации правительство решает проблему за счет граждан. Теперь будет налог для богатых. Учитывая упертую антисоциальную позицию либерально-экономического лобби в правительстве и околоправительственных кругах, и это решение реализовать было явно нелегко. Но президент продавил, и правильно сделал. Разумеется, это не природная рента и не прогрессивная шкала налогообложения, но это знак того, что во власти уже всерьез задумались о применении таких социальных мер.
Подписанный президентом закон — символ медленного дрейфа государства к принципам социальной справедливости. Дрейфа во многом вынужденного, нежелательного для либерально-бюрократических элит, и которому они явно будут сопротивляться.
В целом же актуальная экономическая стратегия страны не должна ограничиваться фискальной стороной дела. Главные задачи государства в экономической сфере — это повышение доходов граждан, уровня жизни в стране, развитие производительных отраслей, расширение и усовершенствование социально-экономической инфраструктуры регионов. Колоссальное социальное расслоение, безработица и низкие зарплаты в регионах являются одними из основных внутренних экономических вызовов. Пора увеличить долю прибыли наемных работников на государственных и частных предприятиях, открыть россиянам доступ к достойным заработкам. Тогда и налоговые поступления в бюджет вырастут.
Редактор «АПН Северо-Запад» Андрей Дмитриев считает, что данная мера имеет двойной смысл.
— Во-первых, власть должна иногда говорить некие приятные для ушей сограждан вещи. Особенно в нынешние тяжелые времена, связанные с пандемией и падением доходов. Увеличение налогов на богатых, безусловно, к таковым относится. Опять же вовсю идет перекройка системы власти, не за горами выборы в Госдуму, и президент должен подчеркивать свой статус.
Ну а во-вторых, народ потихоньку готовят к новым повышениям налогов для всех. Мы не раз видели инициативы власти об обложении налогами грибников, ягодников, рыбаков и так далее. Скоро это станет реальностью — бюджеты ведь из-за коронавируса просели, а денежку где-то брать надо. И на возмущение граждан чиновники разведут руками и скажут: «Вы же просили прижать богатых? Это сделано. А теперь раскошеливайтесь сами, закон для всех один».
Если же говорить по сути вопроса — 650 тыс. рублей для тех, кто зарабатывает больше 5 млн. рублей в год, плюс ставка 15% вместо 13% на доходы сверх этого — никакого отношения к прогрессивной шкале налогообложения это не имеет. Вот, скажем, в Швеции при подоходном налоге в 30% налоговая ставка для богатых может составлять 50% и выше — это и есть прогрессивная шкала. А у нас сверхбогатые будут платить на 2% больше, чем нищие. Для экономики это никакого значимого эффекта не даст: при бюджете на будущий год почти в 19 трлн. рублей, как планируется, будет лишь 60 млрд. рублей дохода. И недаром президент сказал, что деньги будут направлены на лечение тяжелобольных детей. Святое дело, конечно. Только непонятно, закончатся ли сюжеты со сбором для них денег на центральных телеканалах, где один рекламный ролик стоит дороже, чем обычно собираемая с сограждан сумма.
Всё в итоге упирается в главные вопросы русского бытия — кому принадлежит собственность, заводы, газеты, пароходы. Без национализации полезных ископаемых и крупной промышленности дело с мертвой точки не сдвинется. Ведь и сверхбогатой в нашей стране — производная в первую очередь от ельцинской приватизации. Но на это власть замахиваться, конечно, не готова: слишком много бенефециаров как тех времен, так и нулевых-десятых годов толпятся вокруг путинского трона.
— В «тучные годы» новость о прогрессивной шкале была бы воспринята положительно. Сейчас «налог на богатых» в 2% в обществе либо вообще не заметят, либо посчитают издевательством. Ведь если можно немного поднять налоги для богатых, почему сверхбогатых нельзя тряхнуть как следует? — отмечает политолог Андрей Милюк.
Тем более что под повышенную ставку НДФЛ подпадают не только богатые, но и средний класс. Особенно сильно это будет заметно в столицах, где стоимость жизни существенно выше по сравнению с остальной страной. Лояльности к Путину у среднего класса от этого не прибавится. Нормальная прогрессивная шкала в этом отношении была бы более понятной, и воспринималась бы, как гораздо более справедливое решение.
«СП»: — Но ведь и на это решение власть долго не шла…
— Следует помнить, что по своим экономическим убеждениям Путин —либерал, верный ученик Собчака. Как политик он вырос в 90-е, и там же остались его представления об экономике. Пойти даже на такой робкий шаг для него — психологическая травма.
А ведь можно было просто сослаться на мировой опыт. Если помните, повышение пенсионного возраста нам именно так и обосновывали, но о мировой практике по налогам на доходы дипломатично умолчали. А ведь по размеру НДФЛ для богатых Россия на одном из последних мест в мире.
«СП»: — В любом случае есть прецедент. Будет ли дальше расти налог на «богатых»?
— Естественно, это прецедент. Повысив НДФЛ единожды, его будут повышать и далее, но уже без трогательных обоснований. Ведь денег государству действительно не хватает. Два года назад прогремела совершенно дикая для российского капитализма инициатива помощника президента Андрея Белоусова. Не было денег на исполнение майских указов Путина, и Белоусов предложил 14 крупным сырьевым компаниям разово скинуться. Тогда эту инициативу замяли. В сентябре появились сообщения, что Белоусову все же частично удалось «постричь» олигархов: с нового года повысится в 3,5 раза налог на добычу полезных ископаемых. Значит, за два года деньги государству стали нужны еще сильнее.
Теперь вспомните про повышение НДС до 20%, другие фискальные инициативы — государство пытается изъять деньги везде, где только может. С простых людей «лишнее» снимают с широким размахом и без особых церемоний; перед близкими олигархами, бизнесменами и прочим креативном классом власть расшаркивается, выдумывает удобные обоснования.
Складывается ощущение, что нынешнее повышение НДФЛ может оказаться всего лишь первым этапом. Как будто НДФЛ повысят до 15% для всех, но не сразу. В это верится гораздо больше, чем в новую «ступеньку» НДФЛ для сверхбогатых.