Белорусские эксперты-политологи уже давно, сразу после выхода в эфир фильмов «Крестный батька» и «Крестный батька-2» на НТВ, говорили, что сняты они были, прежде всего, для россиян: белорусы все изложенное в этом кино уже видели и знали. Сейчас же этот тезис подтвердило социологическое исследование.
Социологическая компания Baltic Surveys провела опрос на тему «Два фильма — две Беларуси». Социологи задавали людям три вопроса: «Знаете ли вы, что такие фильмы показывали?», «Откуда вы узнали об этих фильмах?» и «Ваш уровень доверия к показанному?». Из пятисот опрошенных фильм просмотрело 40% респондентов. Таким образом, получил подтверждение еще один тезис: несмотря на то, что в белорусском эфирном ТВ это кино не показывали, благодаря спутниковому ТВ и Интернету его просмотрело очень много белорусов. Однако эффект, произведенный откровенно пропагандистскими фильмами НТВ, оказался крайне противоречив: чуть больше половины респондентов заявили, что, по их мнению, показанное — клевета.
— Интересный момент в том, что по телевидению увидели фильм больше, чем в интернете. Поскольку предполагалось, что это исключительно интернет-явление. По степени радикальности оценок: там есть «абсолютная правда» и «абсолютная клевета». И позицию «абсолютная клевета» выбрали большинство. Получается, что негативный радикализм сильнее позитивного радикализма, — прокомментировал итоги опроса для оппозиционного «Еврорадио» социолог Андрей Вардомацкий. Он также подтвердил, что по результатам опроса вывод о том, что белорусский зритель из фильма не узнал ничего для себя нового, является верным.
«У белорусских зрителей мировоззрение не изменишь. Те, кто были против, для них в показанном новизны вовсе нет. Это не более чем политический сигнал. Теми, кто является сторонниками Лукашенко, фильм воспринимается как клевета. Восприятие информации не меняет структуру мировоззрения, а лишь подтверждает ее или нет. И воспринимается в соответствии с той структурой мировоззрения, как есть, не меняя его. В соответствии с этим дается положительная или негативная оценка», — добавил Вордомацкий.
По его мнению, фильмы НТВ могли снизить рейтинг Лукашенко, но незначительно: общественное мнение в Беларуси — вещь инертная. Да и, если говорить откровенно, оно мало кого интересует: белорусов, угрожая им непродлением контракта или исключением из университетов, заставляют голосовать как надо.
В двух НТВшных 30-минутных фильмах рассказывается о коррумпированности Лукашенко и о том, как он год за годом убирал со сцены своих политических оппонентов. Но бывший министр внутренних дел Беларуси Александр Захаренко, вице-спикер Верховного Совета 13-го созыва Виктор Гончар, тележурналист ОРТ Юрий Завадский и бизнесмен Анатолий Красовский и так широко известны в Беларуси.
Меж тем, в оппозиционных белорусских кругах есть мнение, что свой фильм НТВ-шники показали зря: минусов от него больше, чем плюсов. Причина проста: насмотревшись в очередной раз печальных сцен о политических убийствах и политзаключенных, люди могут просто побояться выти на минские площади в решающий момент. Страх — главный инструмент Лукашенко в вопросах сохранения власти.
Люди боятся открыто выступать против власти, потому что боятся потерять работу, свободу, место в университете или просто боятся «подстав» со стороны спецслужб. Все акции протеста в Минске контролируются ОМОНом, по численности вдвое превышающем количество митингующих. В 2006 году во время организации «палаточного городка» в Белоруссии кандидат в президенты Александр Милинкевич любил повторять, что белорусы «победили страх», и это самое важное. А тут фильмы эти снова могут посеять панику.
Как бы то ни было, информационная война между Минском и Москвой продолжается. Пока Москва силой всей своих печатных и телевизионных «орудий» рассказывает правду о режиме Лукашенко и секретах его «экономического чуда», белорусский президент лично раздает инструкции редакторам газет о публикации докладов Бориса Немцова (без его ведома) и организации интервью с агрессивно настроенными к России политиками. В белорусском эфире уже побывали Саакашвили и президент Латвии. Говорят, побывает и прозападный президент Молдавии. Как говорится, все только начинается.