Во вторник, 8 декабря, Госдума в первом чтении поддержала резонансный законопроект о новых полномочиях полицейских. Эта инициатива, внесенная правительством РФ еще в мае, подразумевает существенное расширение прав сотрудников органов правопорядка.
Так, законопроект предусматривает, что они смогут проникать в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории для задержания, а также оцеплять строения и территории. В этих границах полиция сможет осуществлять личный осмотр граждан и находящихся при них вещей, а в случае отказа от такой процедуры правоохранители вправе не впускать или не выпускать их за пределы оцепления. Также полицейские получат возможность вскрывать машины при угрозе теракта и для пресечения преступления, осматривать автомобиль или груз при подозрении, что там находятся без спецразрешения предметы, изъятые из гражданского оборота. При этом уточняется, что сотрудник полиции не будет нести ответственность за вред, причиненный при таком вскрытии транспортного средства, если оно было осуществлено в рамках законодательства.
Кроме того, законопроектом расширяется перечень обстоятельств, при которых сотрудник полиции вправе применить табельное оружие. Уже существующее положения (попытка задерживаемого приблизиться, сократив при этом указанное полицейским расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию) дополняются случаем, когда задерживаемое лицо пытается «совершить иные действия, дающие основание расценить их как угрозу нападения на сотрудника полиции».
Закрепляется право сотрудников органов правопорядка «обозначать доступными средствами, в том числе визуальными» и временно ограждать места проведения публичных и массовых мероприятий, а досмотр граждан, их личных вещей и транспорта проводить при наличии оснований всего лишь полагать, что они «скрывают предметы хищения». Представляться же задержанным полицейские смогут только после прекращения противоправных действий.
Подавляющее большинство представителей депутатского корпуса в оценках этого законопроекта стоят, как говорится, насмерть, еще с лета ¬- новелла призвана всего лишь устранить правовые пробелы в законе «О полиции», например, спасти оставленного в жару без присмотра ребёнка в закрытой машине или досмотреть бесхозный автомобиль, а не ущемлять права граждан.
Однако лидер КПРФ Геннадий Зюганов раскритиковал этот законопроект, отметив, что компартия последовательно выступает против чрезмерных полномочий для силовиков.
«Это — узаконивание произвола! Фракция КПРФ проголосовала против этого законопроекта. К сожалению, несмотря на резко негативное отношение общественности в отношении него, голосами „Единой России“ он был принят в первом чтении», — написал он.
«Действительно ли прошедший первое чтение законопроект о расширении полицейских полномочий способен превратить Россию в „жандармское государство“?» — поинтересовалась «СП» у экспертов в области правозащиты, политики и борьбы с коррупцией.
— С одной стороны, полагает экс-начальник криминальной милиции, адвокат Евгений Харламов, несмотря на то, что полицию часто и нередко справедливо критикуют, определенные расширения полномочий стражам порядка все-таки нужны.
— Я прошел путь от рядового службы ППС до начальника криминальной милиции, и за это время случалось всякое, — поделился он с изданием воспоминаниями о своей работе «на земле». — Например, мы гнались за наркокурьерами, но они запирались в машине и на глазах у нас буквально съедали свой «товар», а мы ничего не могли предпринять. А раздумья, какие последствия меня могут ждать, если я применю свое табельное оружие при задержании вооруженного опасного преступника едва не стоили мне жизни — он выстрелил в меня первым. Так что с точки зрения обеспечения безопасности для общества такие расширения, в принципе, нужны.
Но, с другой стороны, встает вопрос — а будут ли злоупотребления этими расширенными правами? Как адвокат, скажу честно — будут. И никто вам не даст гарантии, что этого не произойдет. Злоупотребления служебными полномочиями нельзя полностью исключить, как нельзя одержать полную победу, скажем, над пороками, прошедшими с человечеством сквозь всю его историю — коррупцией и проституцией. Другое дело, что такую возможность нужно сводить к минимуму.
Однако, полагают многие эксперты, рассматриваемый Госдумой законопроект в том виде, в котором он существует сейчас, напротив, создает крайне благоприятную почву как раз для злоупотреблений.
— На бумаге все выглядит вроде бы ровно, как и должно бы быть, но на практике все будет происходить совершенно по-другому, — уверен директор Национального исследовательского института проблем коррупции Сергей Сапронов. — В этом законопроекте необходимо скрупулезно прописывать абсолютно каждую букву, каждую запятую по аналогии с Конституцией. И делать это, мне думается, должна специальная комиссия после широкого обсуждения, потому что на кону жизнь и здоровье граждан.
Иначе получится, что хотели как лучше, а вышло как всегда. Например, что касается полномочий по оцеплению территорий, я, прочитав существующий текст законопроекта, прихожу к выводу, что там полицейские фактически смогут творить все, что захотят. А норма о применении табельного оружия? Пока получается, что полицейский может его применить, если ему всего лишь показалось, что задержанный на него нападает. Но вот адекватно или неадекватно страж порядка оценил ситуацию, что было у него на уме? Сам-то он, конечно, скажет, что оценил адекватно, но как там было на самом деле, поди разберись, а человека, не дай бог, застрелят.
Остается только надеяться, резюмировал Сергей Сапронов, что этот законопроект, прошедший всего лишь первое чтение, ко второму или третьему все-таки обрастет нормальными поправками и приобретет вменяемый вид и законченный вид.
Однако эксперты политических telegram-каналов еще летом нынешнего года в один голос утверждали: необходимость подстраивать конъюнктуру под требования момента вынуждает управление внутренней политики администрации президента показать, как примерно она будет действовать в постпандемический период.
«Если есть риски социальных и политических протестов, — писал тогда, в частности tg-канал „Дилетант“, — принимается закон о расширении прав полиции. Налицо почти инстинктивная, слабо отрефлексированная реакция на потенциальное расширение линейки протестов и изменение их характера».
Подобной точки зрения придерживается и секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук Сергей Обухов.
— Благородной целью защитой граждан, в принципе, можно оправдать любые законодательные уродства и безобразия, — поделился он с корреспондентом «СП» своим видением ситуации. — Полиция, конечно, должна как-то реагировать новые угрозы, потому что времена меняются, однако данный законопроект с возможностью вламываться в жилье и стрелять на поражение имеет совершенно неясные перспективы. Очевидно, что это сугубо политическое решение, принятое голосами «партии реальных дел», как иногда называет себя «Единая Россия».
У меня вообще складывается такое ощущение, что, судя по пику ограничивающей и запретительной законодательной активности, «партия власти» просто пытается выполнить определенный план по обеспечению ее «победы» на грядущих выборах — получить 67% мандатов. Вот такими топорными попытками, так сказать, натянуть сову на глобус, «Единая Россия» пытается обеспечить контроль над системой выборов в процессе трансферта власти.