Анатолий Чубайс после отставки с поста главы «Роснано» недолго сидел без дела. 22 декабря стало известно, что Чубайс — ныне спецпредставитель президента по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития — создаст с ВЭБ. РФ совместный проектный офис.
Как сообщает РБК, новый офис создается, в частности, «под реализацию Парижского соглашения». «Корпорация развития является методологическим центром по „зеленому“ финансированию в России, а проекты ВЭБ. РФ, в том числе городской экономики, охватывают все цели устойчивого развития ООН. По этой причине партнерство ВЭБа и команды нового спецпредставителя президента обеспечит более эффективную работу по этому направлению», — приводит агентство слова представителя ВЭБ.РФ.
Поясним: среди вопросов, которые предстоит решать Чубайсу — разработка планов по выполнению Россией положений Парижского соглашения по сокращению выбросов углерода (CO2). Россия присоединилась к Парижскому соглашению в 2019 года, но механизмы его выполнения в стране до сих пор не определены.
Один из вопросов, который требуют срочного вмешательства — введение в 2022 году в Евросоюзе так называемого углеродного налога. Россия занимает второе место после Китая по углеродоемкому экспорту в ЕС. Новый налог приведет к дополнительным расходам для российских экспортеров от $3 млрд. до $4,8 млрд. ежегодно, а некоторые производители, например, азотных удобрений, совсем лишатся возможности выхода на рынок ЕС.
Что до целей устойчивого развития (ЦУР) — они прописаны в документах ООН. Всего целей 17, их достижение планируется к 2030 году.
В частности, среди ЦУР — ликвидация нищеты, голода, достижение гендерного равенства, борьба с изменением климата. В глобальном рейтинге стран ООН по степени достижения ЦУР Россия занимает скромное 57-е место — позади Киргизии, Украины, Китая, Азербайджана.
Что стоит за созданием проектного офиса, чем на деле займется Чубайс?
— Еще со времен приватизации мы понимаем: у Чубайса, весьма вероятно, есть рабочие связи с власть имущими представителями ведущих мировых держав, — отмечает завкафедрой финансового менеджмента РЭУ им. Г. В. Плеханова Константин Ордов. — Благодаря этим связям Чубайс остается в фаворе среди российской элиты. И сейчас эти связи, плюс его бэкграунд реформатора и демократа, могут облегчить общение и переговоры с иностранными представителями.
Замечу, что проблема углеродного налога в 2022 году может стать для России ножницами, которые подрежут нам весь потенциал экономического роста. Эти «ножницы Чубайса» могут существенно-негативно повлиять на процесс экономического развития России.
Есть в решении создать проектный офис Чубайса и ВЭБ. РФ и рациональная составляющая. В рамках разработок «Роснано» мы так и не увидели результатов в виде энергосбережения, современных технологий, а в конечном счете — в виде экономического рывка. Но Чубайс, благодаря многолетнему руководству корпорацией, понимает, какой реальный технологический задел имеется у России — какие ресурсы можно задействовать, чтобы минимизировать последствия углеродного налога.
«СП»: — Кремль, не видит проблемы в том, что фигура Чубайса вызывает раздражение в обществе?
— Углеродный налог тоже не будет позитивным фактором в глазах общества. К тому же, когда выяснится, что правительству ничего не удалось сделать, чтобы подготовиться к введению этого налога, Чубайс предсказуемо станет козлом отпущения. Именно на него, всего вероятнее, Кремль спишет «черных лебедей», которые прилетят в российскую экономику.
В этом смысле, Чубайс продолжает играть свою главную роль: с одной стороны, выступает застрельщиком технологических процессов, с другой — остается удобным для власти партнером, на которого можно списать неудачи.
«СП»: — Сможет ли проектный офис Чубайса что-то изменить в российской экономике?
— Думаю, все понимают: что-то кардинально изменить за два-три года нельзя. Особенно если учесть, что за 20 с лишним лет власти не смогли перейти на принципиально новую модель экономики — экологичную, отвечающую принципам устойчивого развития.
— Чубайс — прежде всего, «смотрящий» за Россией, поставленный Западом, — отмечает секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук Сергей Обухов. — Неслучайно «Коммерсант» когда-то писал о Путине: «Руководителем ФСБ назначен человек из команды Чубайса».
Напомню, в 1991 году Чубайс начал работать с Анатолием Собчаком в Ленинградском горисполкоме, где занимался, в том числе созданием Ленинградской свободной экономической зоны. После развала СССР Чубайс стал главным советником по экономическому развитию в мэрии Ленинграда. Примерно в это же время советником Собчака по внешним экономическим связям стал Путин.
Понятно, Путин давно не из команды Чубайса. Но Чубайс по-прежнему фигура неприкосновенная — и одновременно неприкасаемая, словно чумной.
Сегодня Чубайс отправлен переговорщиком с Западом — это очевидно. С другой стороны, как всякой жадной личности — как мне кажется — ему что-то нужно дать на кормление. Он кормился с приватизации, потом с РАО ЕЭС, потом с «Роснано». Напомню, по подсчетам Forbes, только в 2015 году на посту председателя правления реформированной в открытое акционерное общество корпорации Чубайс на операциях с ценными бумагами получил более 1 млрд. рублей.
С этой точки зрения, проектный офис — лишь дымовая завеса. Де-факто, Чубайсу дали канал доступа к государственным деньгам в виде ВЭБа. А устойчивое развитие — чем, по идее, должен заниматься офис — обернется консервацией отсталости России.