В Таллине в эфире ток-шоу лидер партии Eesti 200 Кристина Каллас высказала своеобразное рождественское, предновогоднее пожелание - не Деду Морозу, конечно, Санта Клаусу, ясен пень. Сообщив о страхе эстонцев перед… местными русскими, она подчеркнула: «Празднование 9 мая — это первое дело, которое надо поменять».
«Мы празднуем 9 мая, как российский праздник. Политические праздники Российской Федерации, если русские их здесь справляют, то для эстонцев это сразу «пятая колонна», — цитирует политика портал rus.delfi.ee.
Естественно, сразу возникает вопрос: так для кого же не является праздником день освобождения Европы, да и мира от коричневой чумы? Для большинства народов СССР, для русских это не просто праздник, это победа над силой, которая уготовила им участь рабов, а большинство уничтожила бы.
И из-за таких высказываний эстонского политика не избавиться от мысли о том, что, видимо, эстонцам такая участь Гитлером не была уготована либо многие не верили в нее.
Эксперты российского Фонда «Историческая память» в начале этого года назвали страны, часть населения которых охотнее всех шла на сотрудничество с нацистами в годы Второй мировой войны: Эстония, Латвия и Люксембург. «Третье место этого печального списка, как ни странно, досталось маленькому Люксембургу. С населением в 300 тысяч человек он предоставил Гитлеру 526 вооруженных сторонников на каждые 10 тысяч населения. Практически в десять раз больше, чем в соседней Франции.
На втором месте стоит Латвия, которая дала 738 вооруженных сторонников нацистов на 10 тысяч человек. И первое место этого списка занимает Эстония — 885 человек на 10 тысяч человек", — рассказал тогда директор Фонда «Историческая память» Александр Дюков.
Ничего удивительного. В Латвии и Эстонии гитлеровцы создали национальные дивизии СС. В Риге и Таллине часто можно слышать: мол, нацисты туда призывали молодежь. Но вот в Литве, где часть населения тоже сотрудничала с нацистами, подразделения СС не удалось сформировать. Против выступила местная интеллигенция, представителей которой за это отправляли в концлагерь «Штутгоф». К пособникам нацистов в Литве свой счет за Холокост, как и к коллаборационистам Латвии и Эстонии, но даже тут Эстония отличилась: все оставшиеся в республике евреи были почти поголовно уничтожены. Выжили… 12 человек.
Число убитых евреев в Эстонии меньше, чем в той же Литве, ведь и республика меньше, а главное: здесь с приходом нацистов осталось только 22% евреев, остальных советская власть успела эвакуировать, либо они были призваны в армию, либо вместе с частью репрессированных депортированы и — выжили.
31 января 1942 Эстония первой в Европе осуществила «окончательное решение еврейского вопроса»: местный начальник полиции безопасности и СД направил донесение в Берлин, в котором сообщил, что «Эстония уже полностью очищена от евреев».
Эстонцев призывали в СС? Да они с удовольствием призывались! С приходом нацистов началось добровольное вступление в сотрудничавшую с оккупантами организацию «Омакайтсе» («Самооборона). До конца 1941-го в нее вступили около 44 тысяч человек. На их совести — десятки тысяч убитых советских военнопленных, евреев. В 1942 году, когда началось формирование эстонской дивизии СС, ее основу и составили убийцы из «Омакайтсе». А нынче легионеры СС в Эстонии считаются борцами за свободу. Их память пытаются увековечить изваяниями.
Бывший советский эстонский танкист Альфонс Ребане, дослужившийся у нацистов до должности исполняющего обязанности командира 20-й дивизии СС и звания штандартенфюрера СС и награжденный высшим орденом нацистской Германии — Рыцарским крестом с дубовыми листьями, в 1999 году был с воинскими почестями перезахоронен из Аугсбурга на таллинском кладбище Метсакальмисту при финансовой поддержке правительства Эстонии.
В 2004 году в поселке Вийтна установлен памятник штандартенфюреру СС. Во время церемонии открытия монумента депутат Рийгикогу (парламента Эстонии) Тривими Веллисте назвал его национальным героем. От советских войск в 1945-м Ребане успел убежать, 8 мая сдался в плен англо-американским войскам. Умер в 1976 году.
Да что там говорить: часть Эстонии воевала на стороне гитлеровской Германии. 21 сентября 1944 года в присутствии германского почетного караула на башне «Длинный Герман» замка на холме Тоомпеа в Таллине были рядом подняты эстонский и нацистский флаги. Такой башню и увидели 22 сентября передовые части Красной армии, занявшие Таллин.
И вот лидер партии Eesti 200 Кристина Каллас своим заявлением о 9 мая сознательно или нехотя напомнила о тех трагических событиях Второй мировой. Возможно, у нее в голове и мысли нет о том, что ее соотечественники воевали на стороне гитлеровской Германии. Но такова атмосфера в стране, созданная местной элитой.
Кристина Каллас, правда, — лидер непарламентской партии. Но те же мысли излагают и лидеры страны. Спикер Рийгикогу Хенн Пыллуаас как-то заметил: «Отмечающим 9 мая известно, что для эстонцев это означает 50 лет притеснений и оккупации, а вылитый из бронзы солдат Красной армии и т. н. „Бессмертный полк“ для нас олицетворяет захватчиков, разорителей, являются символом репрессий и убийств». Хенн был за снос «Бронзового солдата» — воина-освободителя от фашизма — в центре Таллина. В апреле 2007-го его перенесли на кладбище, что вызвало протесты общественности, в итоге жестоко подавленное.
Да, были и трагические страницы общей истории. Только вот в годы «репрессий и убийств» СССР строил в Эстонии заводы, фабрики и города, а сам Хенн работал в эстонском художественном музее в качестве научного сотрудника, был на студии «Таллиннфильм» художником-постановщиком, а на Эстонском телевидении, том самом советском, - редактором. И не напоминает, что в годы войны в Эстонии действовало 25 концлагерей для советских военнопленных и мирных жителей.
Да, такая атмосфера в демократической Эстонии. Комментируя одно из социсследований, Каллас заметила: «Там есть вопрос о том, как вы относитесь к тому, что следующим премьер-министром Эстонии становится эстонский русский. У эстонцев очень четкое, негативное отношение к этому. Больше 50% эстонцев говорит — категорически нет!».