Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Мракобесие на Рождество. О словах Патриарха Кирилла, ковиде и вышках 5G

Что значат слова Патриарха о «неверии в Бога»

8603

Под Рождество по традиции в СМИ появляется множество публикаций о том, как его праздновать. За последние годы наши «акулы пера», они же «дятлы клавиатуры», как-то наладили связь со священниками да и учёными-богословами, чтобы те отвечали аудитории на этот вопрос. Однако, судя по всему, такой контакт наладили не все.

Вот, к примеру, АиФ-Новосибирск дает вот такие рекомендации: «После ужина следует оставить в тарелке немного кутьи, чтобы духи умерших родственников могли отведать рождественский ужин». Ну что тут сказать? Православная некромантия — она такая, самая мощная потому, что православная, и православная потому, что самая мощная. Там, в этом тексте, на нескольких абзацах вообще масса всего интересного. Того, что не про Рождество, а про бытовое язычество.

И это было бы даже забавно, если бы это самое бытовое язычество не было одной из весьма печальных сторон, в том числе и современной церковной и околоцерковной жизни.

Читайте также

Собственно, вот с этой кутьи для «духов предков» и начинаются походы по разного рода «бабкам», «экстрасенсам» и прочим «кудесникам». Ну а что? У них же там иконочки в офисах висят, а заговоры у них упоминают и Христа, и ангелов, и вообще Пресвятую Троицу. Потом, правда, оказывается, что все эти милые люди забрали деньги, не помогли, а то и усугубили проблему. И в общем — ничего хорошего в итоге. А казалось бы, как всё невинно начиналось: с кутьи и духов предков на Рождество.

В том числе и об этом была проповедь в сочельник Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Не про то, что «Патриарх Кирилл сравнил неверие в пандемию с неверием в Бога», как опять же написали многие. А про разум, про умение отличать зерна от плевел. Про умение отсекать лишнее, ненужное, а то и потенциально опасное для себя и в плане духовной, и в плане материальной жизни. Об умении не только познать добро и зло (с этого, как говорит нам библейская история, у человечества проблемы и начались), но и отличить одно от другого. А это периодически бывает довольно сложно.

Что же до коронавируса, то эти слова Патриарха: «очень опасно, когда люди не верят в Бога, смертельно опасно, так же как сегодня опасно, если люди не верят в распространение инфекции и не предохраняют себя от нее», в первую очередь, кажется, обращены именно к верующим.

Потому, что прецедент в Екатеринбурге с бывшим православным схиигуменом Сергием, ныне отлученным от Церкви, стал весьма показательным. Там тоже все началось с резкого и категоричного «ковид-диссидентства», а закончилось проклятиями в адрес Церкви и священноначалия.

И на сегодняшний день есть отдельные группы православных, которые либо отрицают коронавирус, либо опасаются грядущих прививок, либо вообще уходят в конспирологию с «жидкими чипами» и прочими «вышками 5G». В принципе, это сейчас массовое явление — вне зависимости от конфессиональной принадлежности людей. Но и в Церкви все это тоже присутствует. А Патриарх, в первую очередь, все же обращается именно к пастве. Потому, что пастырь добрый хочет, чтобы его паства была жива и здорова настолько, насколько это возможно.

Но в общем-то дичь с «жидкими чипами» и прочим отрицанием «ковида» — это всё из той же оперы про кутью и «духов предков». Все то же неверие в очевидное с нахождением абсолютно мракобесных суеверных и откровенно магических концепций. Даже если они облекаются в наукообразную терминологию. Как с теми же вышками сотовой связи.

Читайте также

Однако всё это сиюминутные вещи, а Рождество — оно из тех праздников, которые про вечность. Можно сколько угодно спорить про точные даты и время рождения того самого Младенца. Здесь всё же важна точка отсчёта сама по себе. Само событие, зафиксированное в истории. Потому, что суть Рождества в том, что Бог родился человеком. Абсолют, бесконечный и непознаваемый, умалил себя до собственного творения. «Верую, ибо безумно!» — как раз про это. До христианства, да и после него ни одна религиозная система не могла помыслить «вочеловечивания Бога». Не надевания на себя «человеческого скафандра», как в случае с аватарами в индуистских системах, а именно полноценного рождения человеком.

Христос рождается человеком, чтобы принять на себя человеческую природу во всей её полноте, чтобы через это взять на себя все грехи человечества, настоящие и будущие, за эти грехи мучительно умереть и тем самым эту человеческую природу спасти. Но смерть и Воскресение — это уже Пасха. А Рождество — это начальная точка. Это символ надежды: несмотря ни на что, мы не оставлены Богом, Он не просто смотрит на наш мир, но приходит в мир, как один из нас. Это и символ колоссального достоинства человека как такового. Поскольку абы кем Бог бы, думается, не родился. Это и символ невыразимой любви Бога к человеку как таковому, к каждому из нас. А значит, всё не зря, и в нашей жизни есть и надежда, и смысл. Да, тот самый здравый смысл, к которому в своей проповеди взывал Патриарх и которого в последнее время как-то всё меньше и меньше. А хотелось бы, чтобы было побольше.

А потому всё же стоит, наверное, по совету Предстоятеля почаще обращаться к разуму. Ну и Христос Родился, славьте Его. Надежда есть, а Любовь никуда не пропала.

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня