Отношение к главе государства высказывается на выборах, выразил уверенность пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. По его словам, тех, кто поддерживает Владимира Путина, в стране значительно больше, чем тех, кто выражает несогласие с его действиями и решениями.
«Есть те, кто негативно относится, есть те, кто поддерживает Путина. И тех, кто поддерживает Путина, их гораздо, несравнимо больше, чем тех, кто этого не делает», — заявил он.
Песков подчеркнул, что по сравнению с количеством голосующих за Путина граждан на несанкционированные акции протеста в минувшую субботу вышло незначительное количество людей.
«Отношение к главе государства, если это не связано с какими-то оскорбительными выпадами, высказывается в ходе голосования на выборах», — напомнил официальный представитель Кремля.
Отметим, что, по данным последнего опроса ВЦИОМ, Владимир Путину доверяют 65,1% россиян. 30,5% сообщили о недоверии к нему.
Кроме того, опрошенные выбирали из списка политиков тех, чью деятельность они одобряют. И тут Путина назвали 61,1%, в то время, как не одобряют его деятельность 28,7%.
Напомним, что социологи начали фиксировать падение рейтинга Путина сразу после проведения пенсионной реформы. Не могла повлиять на него положительно и пандемия коронавируса и сопутствующий ей экономический кризис. Тем не менее, число доверяющих сильно больше половины. Тем более, что политика, сопоставимого с Путиным по уровню доверия россиян в стране нет, и едва ли он может в скором времени появиться.
Тем не менее, сравнение, которое приводит Песков, высчитывая противников президента по числу тех, кто ходит на акции Навального, очевидно, некорректно…
— Мне кажется, пресс-секретарь путает электоральные технологии, социологические данные и реальные настроения различных групп, — говорит политконсультант, кандидат философских наук Александр Сегал.
— Нельзя мерять площадь в квадратных литрах, как это делал один из героев Аркадия Райкина. Нельзя мерять настроения результатами подсчетов ЦИКа: настроения, во-первых, меряются по-иному, а во-вторых, они изменчивы, в то время как результаты выборов меняются один раз — по истечении легислатуры. Впрочем, истинность данных о настроениях, полученных в ходе опросов, тоже весьма относительна: результат зависит, в том числе и от формулировки вопроса и способа опроса и даже от тона опрашивающих.
Реальную ситуацию должны считать незаинтересованные исследователи. Но кому из возможных заказчиков это интересно? Данные в сегодняшней ситуации остаются в первую очередь инструментом идеологии, пропаганды и манипуляции, осуществляемых субъектами политического процесса из всех лагерей.
«СП»: — Кстати, могут ли противники президента мобилизоваться еще где-то вне выборов? А на выборах? Все ж проголосуют за разных кандидатов от оппозиции, и Песков скажет, что противников президента мало.
— Вне выборов — могут. На выборах, скорее всего, не могут.
И да, так Песков, скорее всего, и скажет. Потому что, как я уже говорил, интерпретация результатов выборов — это в том числе инструмент пропаганды, и это общемировой тренд: vox populi (глас народа) — это уже не vox dei (не глас божий), а повод высказать свою позицию и оспорить чужую.
«СП»: — А может ли на наших выборах появиться единый кандидат от оппозиции? Или кандидат, способный в одиночку обойти всех старых политиков, от оппозиционеров — до действующего президента? Как Зеленский на Украине два года назад?
— С Зеленским был совершенно другой случай: там сначала сместили действовавшего президента, потом пришел новый, но из старых политиков, долгое время работавших в одной политической обойме, в том числе и с Януковичем (напомню: Янукович был премьером при Ющенко). И лишь потом борьба внутри бывшей разномастной старой оппозиции надоела всем так, что новое лицо во власти выглядело выигрышнее, чем старые политики. У нас ситуация другая, и это очевидно.
«СП»: — Согласно опросу ВЦИОМ, Путину доверяют 65,1% россиян, 30,5% сообщили о недоверии к нему. О чем это говорит?
— Представьте: вам звонят на домашний или на мобильный и спрашивают, кого из политиков вы поддерживаете… Вы говорите: «Да-да, конечно поддерживаю!» — потому что Бог знает, кто на самом деле звонит и что из этого может последовать. Может, работодатель проверяет лояльность, а может, еще кто.
Это говорит о том, что даже ВЦИОМ не мог противостоять тренду падения рейтинга, несмотря на изобретение им новых способов подсчета. И это притом, что выбранный способ опроса отнюдь не способствовал искренним ответам. И хотя цифры ВЦИОМ — это в первую очередь агитационный материал, в который власть хочет верить, но цену которого знает, сам тренд должен заставить её задуматься и о риторике, и о реальной социальной политике.
— Есть объективный показатель отношения гражданского населения к действующей власти: улица, — отмечает доцент кафедры философии, социологии и культурологии Уральского государственного педагогического университета Андрей Коряковцев.
— Если народ после выборов выходит на улицы с протестами — значит, выборы не отразили его волю. Так было в Белоруссии и США. Если не выходит, значит, результат выборов его удовлетворяет. Так было в России, после голосования по поправкам, которое явилось фактически подтверждением легитимности власти. Не цифры экзитполов отражают волю народа, а его реальное поведение. Об этом свидетельствует спад митинговой активности, продемонстрированный 23 января.
Я не скажу ничего про сторонников Путина, но число сторонников социально ответственной политики нынешнего правительства, очевидно, растет. Мобилизовать население на «антипутинскую революцию» у буржуазной оппозиции не получается, а левая оппозиция раздроблена.
«СП»: — А может ли у оппозиции теоретически появиться лидер, способный бросить вызов Путину?
— Отрицательный отбор в среде оппозиции не менее жесток и безжалостен, чем во власти. Поэтому я сомневаюсь, что оппозиция сможет выдвинуть из своей среды кого-то соразмерного современным высшим чиновникам, прошедшим ещё советскую школу управления.
— Сравнение Пескова некорректно, — согласна руководитель регионального отделения партии «Справедливая Россия» в Пензенской области, социолог Анна Очкина.
— Об этом уже хорошо сказал политолог Владимир Пастухов: сравнивать можно было бы количество голосующих, если бы Навального допустили на честные президентские выборы. Или если на митинги в поддержку президента нужно было выходить под дубинки. На самом деле, вышло много людей.
«СП»: — Согласно опросу ВЦИОМ, Путину доверяют 65,1% россиян, 30,5% сообщили о недоверии к нему. А в сентябре все тот же ВЦИОМ сообщал о 68,1% россиян, которые доверяли Путину и 28,4%, которые рассказали о недоверии к главе государства. Рейтинг президента продолжает тенденцию к снижению? Почему?
— Рейтинг пошатнулся, расследования сделали свое дело. Хотя, судя по опросу ВЦИОМ, многие не поверили.
«СП»: — Будет ли означать снижение сторонников президента рост числа его противников?
— Снижение сторонников президента не означает автоматически рост его противников. Это означает формирование фона, на котором может вырасти влияние противников режима. Рейтинг вряд ли рухнет в одночасье.