
Известный в городе на Волге фермер Александр Гаврилов после многолетних судебных тяжб с властями в декабре закрыл свой приговоренный к сносу торговый павильон. А на прощание установил над входной дверью огромный крест с надписью: «Здесь произошли похороны всех надежд на Путина».
«Я был вынужден закрыть магазин и раздать товар бесплатно. Ну, два года в судах — сколько еще можно? Я дважды обращался к Владимиру Путину, однако мои жалобы спускались на местный уровень, а наверх наверняка рапортовалось — все хорошо, никаких проблем. На самом же деле на местах творится безобразие и настоящий беспредел», — пояснил мотивы своего поступка фермер журналистам.
Скандальную инсталляцию, конечно же, власти вскоре снесли. Но павильон разобрать не успели — в конце февраля фермер вернулся в него и принялся ремонтировать, воодушевленный судебным решение в свою пользу. Свой отвоеванный торговый павильон Александр Гаврилов украсил распечатками с благодарностями президенту: «Путину — Спасибо за личное участие, понимание фермерских проблем и решение нашего вопроса в рамках закона. Вы спасли фермерское хозяйство».
Праздник, конечно. Но, с чувством горечи. Сколько еще таких фермеров по всей стране шлют челобитные в Кремль, рассказывая, как «бояре» на местах своевольничают, на чужое добро руки накладывают? На каждого — по президенту требуется.
Проще говоря, мелкое и среднее предпринимательство чиновники в регионах душат беззастенчиво и даже с размахом. Особенно очевиден этот процесс в ходе идущих по стране массовых сносов торговых построек — конечно же, под предлогом наведения порядка и благоустройства. Но в результате рушится бизнес, люди теряют рабочие места.
Сейчас готовят под снос Тракторный рынок в Волгограде. Здесь не тракторами торгуют — одеждой и продуктами. Когда в 90-х заводы в городе стали закрываться, то тысячи и тысячи классных специалистов оказались на улице, и выжили, ухватившись за торговые точки, заполонившие стадион «Трактор».
Теперь это бывшее спортивное сооружение хотят возродить, расширить прилегающую площадь и дорогу. Замечательная идея. Только пока не придумали, куда девать тысячи людей, которые в результате этого преобразования останутся без работы, наверное, не стоит подгонять сюда бульдозеры и тратить огромные деньги из казны на освоение объекта. Пандемия и кризис еще не отступили.
В таких случаях в выигрыше всегда только крупный бизнес, выстраивающий на зачищенной от мелких и средних предпринимателей территории свои торговые центры. А еще близкие чиновникам люди. Помните, даже президент как-то иронизировал по этому поводу: «Ну, как не порадеть родному человечку?»
Только гражданам не до смеха — цены в результате таких «зачисток» и «благоустройства» резко идут вверх — стоимость аренды в новых ТЦ кусается, торговцы вынуждены брать свои возросшие накладные расходы с покупателей.
Неужели это совпадение, что собственниками павильонов в «отжатых» местах становятся отнюдь не люди с улицы?- задается риторическим вопросом волгоградский юрист Антон Гетманенко:
«За 2015−2020 годы под предлогом подготовки к чемпионату мира по футболу в Волгограде снесено несколько тысяч павильонов предпринимателей. Благое дело избавить город от уродливых павильонов? Возможно и так. В арбитражном суде Волгоградской области мы защищали несколько сотен предпринимателей, чьи объекты шли на снос.
Проиграв в 2015 году нам первые суды, руководство области обнаружило, что муниципальная нормативная база была просто не подготовлена для тотального уничтожения малого бизнеса.
Потом приняли нужные нормативные акты, придумали «программу благоустройства улиц» и установили зоны, где павильонам быть запрещено. Снесли все павильоны в этих запретных зонах, оставив без источника дохода и заработной платы несколько тысяч предпринимателей и продавцов.
Но запрещено — это для рядовых граждан. А «им» — можно. На месте снесенных павильонов в запретных местах вдруг построили новые. Только собственники у них уже теперь другие.
Как так получилось? Да просто нынешние реальные владельцы павильонов придумали механизм, как почти законно «отжимать» привлекательные торговые точки. Сначала павильон какого-нибудь предпринимателя в экономически привлекательном, но «запретном» месте сносили, а потом комиссия чиновников принимала решение, что можно «в порядке исключения» на этом месте разместить новый павильон. А чтобы отсеять ненужных претендентов, придумали преимущественное право отдельных лиц на получение «компенсационного места» как раз в этих «запретных» местах.
Совпадение это или случайность, но собственниками павильонов в «отжатых» местах являются люди, вхожие, как говорят, в коридоры власти.
Кстати, павильон окупается в 10−20 раз быстрее, чем капитальный объект. При этом первоначальное вложение на изготовление павильона в 10−20 раз меньше чем на приобретение капитального объекта.
Тысячи пострадавших. Множество судов. Масса жалоб в прокуратуру, в администрацию президента, в ФСБ и в Следственный комитет.
Все всё видели, все всё знали и ничего не сделали. А теперь администрация президента помогла отдельно взятому предпринимателю? Показательный пример? Нет, это пиар на кладбище".
Поэтому и федеральные власти вдруг напряглись по этому поводу -безработица и цены растут на фоне приближающихся парламентских выборов.
«Сейчас особенно важно поддержать предпринимателей, а также самозанятых граждан, которые продают собственную продукцию из личных подсобных хозяйств, — завил премьер-министр Михаил Мишустин на совещании правительства по ценам на базовые продукты питания. Премьер сообщил, что 30 января подписал распоряжение № 208-Р, которым рекомендовано регионам содействовать организации розничных рынков и ярмарок, создать максимально благоприятный режим для тех, кто продаёт продукты питания со своего огорода или из фермерского хозяйства. Также рекомендуется выделять им удобные места для развозной торговли, устранять административные барьеры, помогать с получением разрешений и оформлением договоров.
«Такая поддержка позволит продавцам сельскохозяйственной продукции быстрее восстановить и развивать свой бизнес, а покупателям — приобретать качественные продукты питания по невысоким ценам и недалеко от дома», — провозгласил «новую экономическую политику» Михаил Мишустин.
Власти уже не впервые спохватываются, вдруг осознав, сколько дров наломали. Так, буквально за год перед началом пандемии, одна из зарубежных радиостанций довольно издевательски отметила: «Власти России снесли почти все киоски в стране. А теперь решили, что зря». Это о внесении в Госдуму правительственного законопроекта, направленного на возвращение в российские города торговых ларьков и палаток.
Тогда заместитель главы Минпромторга Виктор Евтухов заявлял, что такие форматы торговли в России нужны, так как сейчас до 40% рынка торговли занимают крупные торговые сети. По словам Евтухова, Россия существенно отстает от европейских стран по показателю торговых площадей на тысячу человек.
«Малая нестационарная розница дает рабочие места не только в торговле, но и в смежных сферах. По оценкам экспертов, развитие нестационарной и мобильной торговли дополнительно создаст до 250 тысяч рабочих мест», — аргументировал замглавы Минпромторга России.
Но, ознакомившись с его новой редакцией, предприниматели поняли, что, по сути, этот документ направлен не на развитие розничной торговли, а на уничтожение малого бизнеса как такового. Особенно это просматривалось в передаче местному управлению неограниченных возможностей в регулировке схемы размещения нестационарных торговых точек. А это значит, что у чиновников будут развязаны руки и они смогут творить все, что захотят, предположила тогда лидер общественного движения «Содействие малому бизнесу» Янина Гришина.
К сожалению, в своем прогнозе она не ошиблась. Бульдозерный принцип с последующим перераспределением «правильным» предпринимателям мест, удобных для бойкой торговли, сохранился. И даже нынешние рекомендации премьера не мешают душить малый бизнес.
Например, в Саратове 3 марта суд по иску мэрии постановил снести два торговых павильона, торговавшие овощами и выпечкой — построены самовольно. А рассмотреть целесообразность и узаконить их никак нельзя? Или хотя бы потерпеть до выхода страны из кризиса?
А в Кургане предприниматели собирают подписи под требованием не ограничиваться рекомендациями правительства местным властям, а ввести мораторий на снос павильонов до 2024 года.
«Распоряжение правительства РФ от 30 января 2021 года 208-Р рекомендует органам местного самоуправления всемерно способствовать развитию НТО (нестационарных торговых объектов) в целях обеспечения занятости населения, а в Кургане в период пандемии власти занялись сносом павильонов под „надуманными“ предлогами», — считает координатор ассоциации малоформатной торговли по Курганской области Иван Камшилов.
В Казани по требованию прокуратуры городские власти намереваются снести более сотни незаконно построенных ларьков — в целях благоустройства. Искоренять будут как класс: «Многим регионам, например, Саратовской и Пензенской области, удалось убрать 100% незаконных ларьков с улиц городов и населенных пунктов. Теперь в списке „чистых от наследия девяностых“ городов ждут и Казань».
А мне вот видятся позорным наследием 90-х не ларьки, а коррупционеры и безработица, нищенские пенсии и бешеные цены. Вот с этим наследием помогают бороться как раз эти ларьки и павильоны, хоть и установленные не всегда удобном месте, да — и не всегда по согласованию с властями.
Что делать — на войне, как на войне. За что воюем? За выживание. Извините, что не всегда по форме при этом одеты. Иногда и партизанить приходится.