Время всё расставляет по своим местам. Я не о справедливости, которая при жизни достается редкостным счастливцам. Я говорю о соответствии, о гармонии сопряженных сфер — она, (правы античные мудрецы), встречается значительно чаще.
Шестнадцать лет назад в России в пику Национал-большевистской партии* (запрещённой чуть позже, в 2007 году) «мудрецы» из администрации президента организовали молодежное движение «Наши». Читатели, пожалуй, успели подзабыть, так что стоит напомнить: основными целями движения объявлялись борьба с «оранжевой» угрозой. Внезапно — борьба с фашизмом (в фашисты были записаны «лимоны и некоторые яблоки» — о, это скромное обаяние эзопова языка!) и еще более внезапно — неукротимое противостояние режиму олигархического капитализма.
«Наши» объявили себя истинными патриотами России. Руководители движения примерили на себя пыльные шлемы красных комиссаров времён Гражданской войны. Несмотря на плохую прессу (скептические публикации появлялись даже в официозных изданиях) Кремль в течение многих лет поддерживал — по линии Росмолодежи Василия Якеменко, да и не только по ней — свое драгоценное детище. Солидные бюджеты; многотысячные акции на Красной площади и перекрытых, как на параде, улицах столицы. Нескольким комиссарам, видимо, для издевки над историей, был доверен мандат депутата Государственной Думы.
Для «разнообразия» политической палитры политтехнологи АП создали и «придатки» «Наших» — «Россию Молодую», «Новых людей», и еще пару организаций, название которых запамятовал по причине их незначительности.
А там, похоже, клоны затеяли войну между собой — за место под солнцем, благосклонное внимание высших кремлевских сфер и финансовые потоки. Аппаратный вес главы Росмолодежи оказался выше остальных. Дело закончилось публичным покаянием лидера «России Молодой» Максима Мищенко — на озере Селигер перед выстроенными, как на плацу, шеренгами молодых комиссаров Максиму пришлось встать на колени перед руководителем «Наших» Василием Якеменко. Вот как описывали эту ситуацию на сайте «Евразийского союза молодежи: «В один из последних дней форума объединенные силы Румола и «Новых Людей» устроили что-то среднее между показательной революцией и несанкционированной дискотекой. Возмущенные имевшей место в лагере диктатурой движения «Наши» бунтовщики разбили палаточный лагерь на рабочей сцене и принялись оборонять его от нашистских штурмовиков из Добровольных Молодежных Дружин. В итоге всего в лагерь прилетел Владислав Юрьевич Сурков, и объяснил, что все эти события были заранее запланированной частью программы форума. Лидеру Румола Максиму Мищенко, между тем, пришлось встать со сцены на колени и попросить прощения у всех тех, кто принял этот тренировочный фарс близко к сердцу, а то и к другим частям тела, которые в результате оказались травмированы». Ещё более красочный рассказ с иллюстрациями можно найти на странице оппозиционного политика Ильи Яшина в «livejournal» («мордобой на Селигере).
По прошествии лет выяснилось, что оплаченные государством слеты на Селигере не исчерпывались повесткой любви к России. В частности, Василию Якеменко на заранее запланированной пресс-конференции в «Газете.ru» намеревались задать вопрос о связи главы Росмолодежи с несовершеннолетней активисткой движения «Наши» Анастасией Корчевской: такой вывод блогеры сделали из комментария в ЖЖ самого Василия Якеменко — сообщало издание «Коммерсантъ». В конце концов череда скандалов стоила Якеменко своего поста.
Отставим в сторону суету сует и томление духа. Деятельность «Наших» связано и с куда более мрачными страницами. Связанной с «Нашими» силовой деятельностью занимались и «прикормленные» футбольные фанаты. Наиболее известными среди них являются Алексей (ex-Gallant Steeds), Василий «Киллер» и Роман «Колючий» (оба — ex-Gladiators). Gallant Steeds — болельщики ЦСКА, Gladiators — поклонники Спартака. Непримиримые, казалось бы, противники. Но все трое легко нашли общий язык в рамках деятельности «Наших». За определенный прайс привлекли друзей и приятелей.
В 2005—2006-м годах одетые в маски (задолго до коронавируса, как они предвосхитили тренды!) и вооруженные бейсбольными битами, футбольные фанаты совершили не один десяток нападений на активистов ещё не запрещённой тогда НБП. Например, была атакована общественная приемная КПРФ в Москве, где собрались представители леворадикальных сил — НБП, союза молодежи «За Родину», молодежного крыла КПРФ «Союз коммунистической молодежи» (СКМ) и «Авангарда красной молодежи» (АКМ). На согласованные московской мэрией митинги и пикеты проплаченные фанаты приходили, как кайзеровский поезд на Центральный Берлинский вокзал, по графику.
В тех случаях, когда полиция ловила нападавших, следовал звонок либо визит человека с солидными документами. И задержанных освобождали.
Национал-большевики адаптировались и выдержали трудный год. Научились противостоять фанатам на улице. В 2006-м, под грузом репутационного ущерба и для «Наших», и непосредственно для АП, нападения на нацболов сошли на нет. Противодействие НБП было передано государственным силовым структурам.
В 2010-м году национал-большевики образовали новую партию «Другая Россия» **. Протестные акции продолжались. Марш Несогласных, Стратегия-31. Продолжался и прессинг со стороны государства. Полторы сотни нацболов прошли через тюрьмы.
В 2014-м во время событий на Донбассе «Другая Россия» создала движение «Интербригады». На Донбасс были переправлены две тысячи добровольцев. Десятки нацболов вступили в ополчение ДНР и ЛНР. Двое нацболов-ополченцев — Илья Гурьев и Евгений Павленко — погибли на той войне.
А что активисты движения «Наши»? После угасания проекта они разбрелись. Везунчики попали на государственные должности. Однако после воссоединения России с Крымом и последующих антироссийских санкций их патриотизм иссяк. Кто-то из бывших депутатов перебрался жить в Германию. Иные патриоты с Селигера обнаруживаются даже в США. Невезучий Максим Мищенко, будучи заместителем министра в правительстве Тульской области, попался на мошенничестве.
Ни один активист из патриотического антифашистского движения «Наши», годами пользовавшегося благосклонным вниманием государства, не отправился в Донбасс противостоять не иллюзорным русским «оранжевым фашистам», а реальным украинским наци из батальона «Азов» *** - наследникам Коновальца и Бандеры. Да и с противостоянием олигархическому капитализму у движения «Наши» получилось неловко.
Есть в этом некая гармония, не находите?
* Межрегиональная общественная организация «Национал-большевистская партия» (НБП) признана экстремистской решением Московского городского суда от 19 апреля 2007 года, её деятельность в России запрещена.
** «Другая России» в качестве политической партии Минюстом РФ не зарегистрирована.
*** Изображения шевронов батальона «Азов», признано экстремистским решением Фрунзенского районного суда г. Владимира