В 2021 году Кремль при принятии кадровых решений в отношении губернаторов будет учитывать пять основных нюансов. Как следует из опубликованного недавно рейтинга устойчивости глав регионов от «Минченко консалтинг», четыре из них связаны с ликвидацией последствий пандемии, пятый же касается успешного проведения выборов в Госдуму, которые должны состояться 19 сентября с.г.
И, похоже, именно этот пятый стресс-тест будет решающим в определении их дальнейшего карьерного будущего. Тем более что об этом заявил представителям СМИ 16 марта пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. «Единственный критерий оценки эффективности — это проведение в регионе прозрачных, честных и справедливых выборов», — сказал он, подчеркнув, что «об этом уже не один электоральный процесс говорили и это всем хорошо известно».
Что конкретно подразумевал под этими словами представитель Кремля, популярно разъяснил сам автор рейтинга устойчивости губернаторов Евгений Минченко. «Губернаторам важно выдержать баланс между высоким результатом ЕР („Единой России“ — ред.) и вопросами легитимности. Дать хороший результат, но обойтись без скандалов», — резюмировал он.
И здесь возникает вопрос — а смогут ли главы регионов в нынешней внутриполитической обстановке, образно выражаясь, и рыбку съесть, и в воде не намочиться? Получится ли у них и без скандалов обойтись, и высокие результаты кандидатам от «партии власти» обеспечить?
Ведь если бы выборы в Госдуму стартовали, предположим, в ближайшие выходные, то, как уже рассказывала ранее «СП», максимум, на что могла бы рассчитывать «Единая Россия», так это всего лишь 27% голосов избирателей (против 31% в августе 2016), тогда как замглавы администрации президента РФ Сергей Кириенко в январе поставил задачу для «партии власти» получить на выборах в Госдуму 45% голосов при явке в те же 45% избирателей. Тем временем электоральная поддержка оппозиционных парламентских партий растет. Так, кандидатов от КПРФ прямо сейчас на выборах готов поддержать каждый десятый избиратель.
Понятно же, что при таких раскладах, если власть не найдет способов изменить их в свою пользу, ни скандалов, ни включения административного ресурса, ни жестких мер реагирования на протестные настроения не избежать.
На что же могут делать ставки в этой сложной игре губернаторы, учитывая, что фактически на кон поставлены их если не головы, то как минимум кресла?
— Полагаю, какие-то нарушения однозначно будут. Допускаю, что это могут быть, например, попытки голосования в запрещенный период, а также попытки как-то иначе повлиять на результаты выборов, в том числе и со стороны, — констатировал в беседе с «СП» независимый политолог Александр Асафов. — Возможны и попытки организовать двойное или какое-то еще голосование. Но говорить о том, что это будет применяться широко, и мы увидим караваны автобусов с условными «бюджетниками» или «вбросы» во время подсчета результатов на участках, нельзя.
Во-первых, подчеркнул эксперт, массовых проявлений подобных авантюр не будет потому, что Центризбирком намерен принять беспрецедентные меры по обеспечению прозрачности сентябрьских выборов, включая увеличение числа наблюдателей на участках и организацию перекрестного круглосуточного онлайн-видеонаблюдения в том числе и за сейфами УИКов.
Во-вторых, пояснил изданию руководитель Лаборатории политических и социальных технологий Алексей Неживой, после «оптимизации» медицины и образования власть практически полностью утратила уважение работников бюджетной сферы, таким образом растеряв весь свой административный ресурс для подобных вывертов.
— Что уж говорить про начало осени, если уже к началу весны социологические опросы наглядно демонстрируют, что «внизу» у власти сторонников практически не осталось, — подчеркнул он. — «Верхи» заигрались в «трансфер власти» и «сырьевой придаток Запада» и не хотят замечать, что курс правительства на цифровизацию и отладку налогообложения ни к чему хорошему не приведут. Этим хорошо заниматься, когда население сыто, одето и обуто, а когда экономика напоминает объятый пламенем бомбардировщик, мало того что падающий, так еще и боекомплект сбросить не успел, это абсолютно не адекватно.
«СП»: — Как же тогда в регионах собираются вокруг «Единой России» с бубнами плясать?
— Так что тактика властей для достижения заданного результата «партии власти» на выборах хорошо известна — имеющийся электоральный протест будет растягиваться между большим количеством мелких и новых партий. Могу предположить, что они оттянут на себя примерно треть всех голосов критически настроенных к «Единой России» избирателей, но в итоге не преодолеют установленный для прохождения в Думу барьер. Таким образом полученные «партией власти» условные 30% голосов магическим образом превратятся в 50%-60% процентов поддержки населения.
Правда, поскольку из-за коронавируса и внешних санкций ресурс нашей власти сильно упал, подобная кампания влетит ей в очень серьезную «копеечку». И где эти деньги искать — большой вопрос. В регионах-то побогаче, понятное дело, средства найдутся, а вот с дотационными будут проблемы.
«СП»: — Что же, «государевы» политтехнологи ничего посвежеее и пооригинальнее придумать не способны?
— У системы управления нашей внутренней политикой в последние годы жутко упал профессионализм. При всей крайней оригинальности господина Суркова, надо отдать ему должное, в его времена с этим было все в порядке. А вот господин Кириенко, если вы помните, всегда очень сильно не любил Общероссийский народный фронт (ОНФ), однако сейчас он принимает участие в их мероприятиях. Потому что никаких инструментов у власти, по-видимому, уже не осталось, раз в бой приходится пускать, образно выражаясь, уже даже не гвардию, а совсем никудышных резервистов.
«СП»: — Понятно же, что на этом фоне скандалов в процессе выборов не избежать. Как губернаторам их гасить, чтобы не скомпрометировать себя перед Кремлем? Росгвардию выводить ведь вряд ли получится?
— Росгвардия хороша лишь тогда, когда власть воюет с персоналиями, которые в народе не слишком-то популярны. А вот пример Хабаровска нам наглядно показал, что в противоположном случае Росгвардия становится контрпродуктивным инструментом. Конечно, в тех регионах, которые более или менее властью управляемы, ресурсы для гашения проблемных ситуаций еще есть, хотя бы в виде тотального контроля СМИ. Но в целом нивелирование скандалов — это серьезная проблема для регионов, потому что общий уровень компетентности нынешних губернаторов вызывает огромные претензии. К тому же, многие из них — люди назначаемые, пришлые, по-крупному конфликтующие с местными элитами. Так что, думаю, пару-тройку, а то и добрый десяток «горячих точек» мы по осени получим.
«СП»: — Получается, сейчас у оппозиции есть превосходный шанс одержать на предстоящих выборах убедительную победу, и вопреки воле Кремля взять-таки большинство в парламенте?
— Население сейчас уже дошло до такой точки, что готово голосовать лишь бы за кого, но только чтобы против «партии власти». Поэтому, думаю, что если к осени случится какое-то событие, которое еще немного взбудоражит общественность, это вполне реально. Власть, как известно, это такая штука, которая тем сильнее уходит из рук, чем крепче ты их сжимаешь. Вот этот процесс мы сейчас и наблюдаем.
Полагаю, что на фоне каких-то громких скандалов «Единой России» в конечном итоге большинство обеспечат, но не исключаю, что очень много регионов при этом выйдут все же из-под контроля. Просто в силу того, что политический, экономический и социальный курс государства не адекватен запросам населения. Власть же у нас заточена не на то, чтобы добросовестно исполнять свои функции, а на то, чтобы просто осваивать бюджет.