Численность госаппарата в России сокращена на 10%, заявил в интервью «Известиям» вице-премьер, руководитель аппарата российского правительства Дмитрий Григоренко.
По его словам, упразднены 66 структурных подразделений, 33 штатные единицы заместителей руководителей федеральных ведомств, уменьшена штатная численность ведомств в центральных аппаратах на 213 единиц, а в территориальных органах — на 31 642. Вице-премьер отметил, что это одно из самых масштабных сокращений последних лет.
«Оптимизация численности проводится за счет неиспользуемых вакансий с сохранением фонда заработной платы — это значит, что риски увольнения или снижения уровня оплаты труда сотрудников, профессионально исполняющих свои обязанности, сведены к минимуму», — пояснил он.
При этом Дмитрий Григоренко отметил, что вакантные ставки сохранялись для выплаты премий и материального стимулирования, кроме того, во многих структурах было завышено число руководителей. При решении проблемы дисбаланса штатной численности акцент был сделан на устранение избыточных руководящих должностей.
Вице-премьер также сообщил, что суть реформы не в корректировке количественных показателей, а в изменении структуры госаппарата, которая не менялась многие годы. В кабмине считают, что это позволит сделать ее более эффективной и отвечающей современным реалиям и задачам. Дмитрий Григоренко также добавил, что проведенная реорганизация станет основой для дальнейшего реформирования системы оплаты труда госслужащих.
Советник председателя ЦК КПРФ по экономическим вопросам, члена ЦК КПРФ, экс-депутата Государственной Думы Любовь Швец отмечает, что, судя по звучащей информации, сократили не работников, а свободные должности в штатном расписании.
— Это не сокращение аппарата, а сокращение не занятых единиц. Нам кидают эти идеи, чтобы показать, что они заботятся о народе, сокращая аппарат служащих. Да народ вовсе не против служащих, если они занимаются своим делом профессионально: контролируют торговые организации, жилищно-коммунальное хозяйство и прочее. Здесь должны быть чиновники. Но в стране создана система, которая приводит к разрушению экономики.
Почему вывозят за рубеж зерно, вместо того, чтобы развивать у нас животноводство, тем самым поддерживая, например, доступные цены на мясо? Экономика не работает, а людям, у которых нет работы, предлагают утешиться тем, что, вот, и чиновников увольняют. Народу кидают косточку — «мы сэкономили на чиновниках».
«СП»: — Это уже не первое сокращение, но почему-то чиновников каждый раз становится больше.
— Потому что сокращают штатное расписание. От числа чиновников в штатном расписании нам ни жарко, ни холодно. Эффективность работы зависит не от сокращений, а от того, как работает правительство, как контролирует выполнение намеченных программ в бюджете, на территориях.
Мы не видим масштаб экономии, только само действие — сокращение. А какой результат для общества?
«СП»: — Уверяют, что будет меньше бюрократии, повысится эффективность.
— Где будет меньше бюрократии? В штатном расписании или в ведомости? В ведомости все осталось, как было. А штатное расписание расходов не требует. Расходы — в ведомости о выдаче зарплаты.
Адвокат Дмитрий Аграновский не понимает, о какой эффективности можно говорить.
— Я вспомнил Михаила Жванецкого: «Трудно менять, ничего не меняя, но мы будем».
Это пиар-акция: показать, что с чиновниками борются. Люди считают, что у нас слишком много чиновников. Возможно, так оно и есть.
Сейчас система управления невероятно усложнилась по сравнению с советским временем, множество функций непонятных людям, да и ненужных. Аппарат разросся, но их же нельзя просто сократить, они же что-то делали.
А вообще система управления очень забюрократизировалась. Есть открытая статистика: в Российской Федерации чиновников намного больше, чем было во всем Советском Союзе, несмотря на то, что компьютеризация позволяет решать вопросы, которые тогда и близко не могли решать.
«СП»: — Вот нас и уверяют, что цифровизация позволит все усовершенствовать, оптимизировать.
— Она позволяет усовершенствовать, но на практике мы, к сожалению, частенько видим, что чем больше цифровизация, тем меньше порядка, потому что добавляются разного рода функции, которая, если бы не цифровизация, то и голову не пришло бы добавлять. И это специфика не только нашей страны.
Все усложнилось, и механически сократить аппарат не получится. Люди выполняют определенные функции и если их сократить, то система управления может работать еще хуже.
По мнению директора Института современного государственного развития Дмитрия Солонникова, от сокращения штатов эффективность чиновников не повысится.
— Параллельно идут два процесса: оптимизация структуры управления (ликвидация дублирующих функций, ненужных согласований
Просто техническое сокращение штатов ни к чему не приведет. Нужно сокращать объем работы, которую делают чиновники, тогда конечный продукт будет эффективнее. Если при той же нагрузке, что была, отрезать 10%, а объем работы оставить, ничего полезного не будет. Такое сокращение приведет к коллапсу.
Не просто 10-прцентное сокращения, а реформа управленческого аппарата должна привести к повышению эффективности.
«СП»: — Но у нас это уже не первая оптимизация госаппарата. Почему-то каждый раз после этого чиновников становится все больше.
— Когда просто сокращают 10−15%, а остальное не трогают, это полная ерунда. Начинает действовать известный закон Мёрфи — любая реорганизация бюрократического аппарата ведет только к его увеличению.
Надо менять функционал, убирать или переформатировать ряд функций, чтобы они ушли в цифровую обработку. Раньше на каждом крупном предприятии сидели и печатали машинистки, их было огромное количество. Были огромные бухгалтерии, где вручную считали. Цифровизация привела к тому, что это все было уничтожено. Сейчас бухгалтерия — это огромная программа и несколько человек, которые с ней работают, а печатных машинок и машинисток вообще нет. Перевод в цифру ряда функций приведет к тому, что подобных специалистов не станет.
«СП»: — Все обратили внимание на слова Григоренко о том, что за счет свободных вакансий выплачивались премии. При этом он сказал и о том, что фонд зарплаты сохранен. Получается, что зарплаты чиновников вырастут?
— Наверное, да. Премии с экономии фонда зарплаты — система понятная, везде работающая. Вопрос в прозрачности начисления этой премии: ее получает руководитель или она перераспределяется на весь персонал? В большинстве случаев, скорее, руководитель.
Но с тем, что чиновники должны получать адекватную зарплату никто не спорит, иначе они пойдут работать в коммерческие структуры, а бездари без квалификации пойдут работать в аппарат. Ни к чему хорошему это не приведет. Можно вспомнить начало 90-х годов, когда работники муниципальных служб, госструктур получали меньше, чем продавцы в магазинах.