Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество / Музыка
26 апреля 2021 14:01

Рэп способен «отчитать» Кремль, поэтому его приручают

Жанр Маяковского желают запереть в гетто

1044
Рэп способен «отчитать» Кремль, поэтому его приручают
Фото: Сергей Петров/ТАСС

Назойливая популяризация рэпера Моргенштерна, связанного узами любви к деньгам с «Альфа-банком», воспринимается многими фанатами жанра идейной диверсией и попыткой уничтожить рэп. Ведь в последнее время яркие представители этой субкультуры пытаются «сохранить лицо» (хотя многие уже далеко не бедные и не чураются земных благ), ибо рэп просто не может столь открыто возводить «бабло» на пьедестал ценностей. Иначе просто умрет как бунтарский жанр, как это случилось с рок-музыкой, давно ставшей неотличимой от когда-то ненавидимой бунтарями попсы.

Для понимания происходящего стоит напомнить историю рэпа. Как особая субкультура этот речитатив под сверхритмичную музыку выделился из хип-хопа в 1982 году, когда группа Grandmaster Flash and the Furious Five выпустила политизированную композицию The Message («Послание»). В ней рассказывалось о безотрадной судьбе обитателей нью-йоркского дна — наркотики, грабежи, проституция, полицейские участки, мимолетом задавался вопрос о виновнике сей безнадеги. Но этого хватило, чтобы композицию заметили, и она стала хитом. Как написал журнал Rolling Stone, Grandmaster Flash «знал всю правду о городских язвах и не побоялся донести ее до расслабленных посетителей клубов».

Читайте также
Путин переписывает закон геополитических джунглей Путин переписывает закон геополитических джунглей Отреагируют ли на послание президента России заморский Шерхан и многочисленные европейские Табаки

В России рэп начинался как подражание экзотической форме, поскольку темой композиций групп «Мальчишник», «Черное и белое», Bad Balance была обычная попсовая чепуха начала 1990-х. Но реалии постсоветского времени подталкивали рэп к истокам — радикализации текстов.

В ту пору автор этих строк трудился диджеем на одной популярной частной радиостанции, в редакцию пришел 20-летний парень по имении Алексей и предложил вести передачу про рэп. Он был настоящим его фанатом, не только декламировал творения популярных заокеанских рэперов (Ice T, Ice Cube и других), лихо переводил их на русский, но и умел пояснить, что в композициях нет лишних строчек — что слова не просто сопровождают звуки барабанов и других инструментов, но органически дополняют их звучание, придавая им «социальную энергетику». Поначалу руководство радиостанции скептически отнеслось к идее такой передачи, но Алексей выдвинул убойный, как оказалось, аргумент:

— Да вы поймите, — с жаром убеждал он. — Пройдет не так много времени, и рэп станет дико популярным среди молодежи, придут забористые, не чета нынешним, ребята! Рэп в Штатах — музыка угнетенных черных, а у нас сегодня весь народ угнетен, как те черные, поэтому его популярность неизбежна.

Этот довод «добил» боссов радио (не то, чтобы они прониклись сочувствием к угнетенному, словно заморские негры, народу — просто велико было желание найти «фишку», зацепившую бы максимальное число слушателей).

Сразу скажу, что творческого запала Алексея хватило всего месяца на полтора еженедельных программ, а вот обещанных им забористых российских рэперов пришлось ждать еще около десятка лет. Но его слова вспомнились в 2002 году, когда прогремел альбом откровенной левой группы Sixtynine «Выживу — стану крепче». Именно в нем обнаружилось то, о чем твердил Алексей.

«…Ты прав, брат, рэп — это музыка гетто,
Черных районов в Америке где-то,
No power, no woman, no power, no job.
И сам ты лузер, и дед твой — раб.
Так что же, друг, посмотри вокруг —
Здесь тоже тот же замкнутый круг —
No power, no woman, no job, no money,
Нашу страну у нас же украли.
Ты хочешь знать, где настоящее гетто?
Рядом, чувак, не в Америке где-то.
Вся разница только в оттенке кожи,
А наши гетто весьма похожи…»

За рубежом в те годы набирал популярность т. н «черный рэп» (пользующийся успехом до сих пор), но вскоре жанр явно полевел — появился «марксистский рэп», а также «анархо-рэп». Культовой группой «марксистского рэпа» стала Marxman, активно насыщавшая тексты своих композиций левой риторикой, упоминавшей Маркса и «Капитал» и не скрывавшей симпатий к Ирландской республиканской армии (ИРА). Другая известная группа — The Coup из «черного рэпа» бичевала язвы капитализма, взывала к духу Че Гевары.

О влиянии «левого рэпа» на умы ярко свидетельствует история каталонского рэпера Пабло Аселя, арест которого в феврале этого года за «одобрение терроризма» вызвал крупные молодежные беспорядки не только в Испании, но и других странах ЕС. Требования освободить Аселя звучали и в России. Самая известная композиция рэпера красноречиво называется Comunista, а его радикальные левые взгляды и их популярность среди молодежи сильно напрягают испанский политический истеблишмент.

Читайте также
Иноагентов в оппозиции прищучат, а во власти - нет Иноагентов в оппозиции прищучат, а во власти — нет Просвещение россиян станет уделом только лояльных организаций

В России у левых рэперов есть собственное творческое объединение — Redside Block, его учредители заявляют о себе как об убежденных марксистах и коммунистах. Объединение появилось весной 2015 года. Один из его учредителей, Иван Гридин, заявил, что «в блоке есть члены ОКП, КПРФ — все стоят на классическом марксизме». Среди участников объединения — группа «Черная аура» (иногда коллектив обозначается себя как «Красная аура»), DVG aka Саблин МЦ, Русэл МВ и другие. В целом же у большинства мало-мальски политизированных (а таких большинство) рэперов нотки левизны в текстах встречаются регулярно — даже у якобы националистов из «25/17» или навальниста Оксимирона.

Родина Егора Летова — город Омск — и здесь подкинула поленьев в костер левого российского рэпа. Группа «Сибирский синдикат», ныне, увы, распавшаяся, выдавала в своем манифесте — композиции «Воззрение на мир»:

«…Покоя островок мои глаза ищут.
Стервятники рыщут в поисках пищи.
Впиваются, как клещи в тех, кто дышат.
Образ свободы взгляд с крыши.
Дамы в соболях среди слепых нищих.
По швам трещат от роскоши домища.
А на пепелищах сожжены тыщами
Те кто слышали голос истины…»

Несмотря на сложное отношение жанра к власти, Путин приходил на церемонию вручения премий лучшим рэперам, а популярных исполнителей в 2018-м приглашали на «круглый стол» в Госдуме. В этом свете становится понятным совместные усилия власти и банкиров «приручить» рэп, продвигая того же Моргенштерна. Ведь в России, стране, где слово традиционно больше чем просто слово, нонконформистское многословие рэпа просто обречено «разворачиваться в марше» и шагать левой. Ибо, как признают даже высокопоставленные чиновники, первым рэпером в нашей стране был не кто иной, как Владимир Владимирович Маяковский — имеется в виду заявление бывшего министра культуры Мединского на заседании клуба «Валдай».

Последние новости
Цитаты
Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Александр Корбут

Вице-президент Российского зернового союза

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня