Ужасная медицинская катастрофа в Индии совпала с визитом Путина на станцию скорой помощи № 4 в городе Пушкин Санкт-Петербурга. Естественно, разговор зашел и о состоянии российского здравоохранения, которое проходит стресс-тест в условиях ковидной пандемии. Поговорил Владимир Владимирович и с работающими врачами, которые рассказали о переменах в своей работе в лучшую сторону.
«Вот посмотрел, что творится, по телевизору — Китай, Индия и прочее, вот наша медицина, мы все-таки на уровне», — поделился своими соображениями анестезиолог-реаниматолог Виктор Руцкий.
На что ВВП не без гордости сказал: «У нас система оказалась устойчивее и лучше подготовлена, более мобильная и более гибкая к той ситуации, которая сложилась. И потом быстро очень отреагировали, относительно быстро».
Если судить по ТВ-картинкам, и впрямь может сложиться впечатление, что, в отличие от Российской Федерации, в Индии творится самый настоящий бардак: слишком уж шокируют сюжеты из Страны священных коров, в которой умерших от ковида повсеместно сжигают в кострах.
Между тем, в Индии массовую вакцинацию начали 16 января 2021 года, когда ежедневное число зараженных по всей стране упало до 20 тысяч случаев с пика более чем 90 тысяч в сентябре. Врачи сообщили, что увидели свет в конце туннеля.
Чтобы было понятно, о чем речь: в относительных цифрах количество инфицированных в Индии 3 месяца назад было на порядок меньше, чем даже сейчас в России в условиях так называемого «мягкого плато». Для них 20 тысяч — все равно, что для нас 2 тысячи (для сравнения: в конце апреля в РФ фиксируется по 9 тысяч заболеваний). Ох, сколько было бы восторженных заявлений голиковых-мурашко, если бы у нас были бы достигнуты аналогичные показатели. Кремль стопроцентно объявил бы о победе над COVID-19.
Теперь, когда в Индии ежедневные случаи заболевания ковидом достигли 360 тысяч, а официальные смерти от коронавируса превышают 3200 в сутки (неофициальные — до 20 тысяч), многие эксперты видят в плато между второй и третьей волной жестокую иллюзию. Об этом пишут все без исключения зарубежные СМИ, напоминая, что Нью-Дели, на основании расчетной модели, сообщил о достижении коллективного иммунитета, к которому Москва стремится прийти только к осени.
«Правительства на всех уровнях ослабили ограничения, позволили массовым общественным мероприятиям возобновиться, уверенные, что продолжающаяся циркуляция COVID-19 в таких штатах, как Керала или Махараштра, была угасающими угольками вируса, а не доказательством искр, которые зажгут огненную бурю», констатирует британская The Guardian.
Шахид Джамиль, вирусолог из Университета Ашока (штат Харьяна, Индия), комментируя нынешний коронавирусный шторм в своей стране, сказал: «Некоторые политики и ученые хвастались низким уровнем заражения и смертности, что создавало у индийцев впечатление, что мы каким-то образом особенные. Но мы не особенные».
Его слова, да в уши российским политикам, которые хвалятся, что «у нас система оказалась устойчивее и лучше подготовлена». Здесь, самое время обратиться к статистике. Она почему-то не в нашу пользу.
В Индии, с населением примерно в 10 раз больше, чем в РФ, заболело 18 млн., или примерно в четыре раза больше, чем у нас, а умерло — чуть больше 200 тысяч, или в два раза больше.
Что же получается? А получается вот что: в Индии на миллион заразившихся мрет в пять раз меньше людей, чем в России, где «медицина на уровне».
Справедливости ради, в Стране священных коров средний возраст умерших составляет 29 лет, а в России — 40 лет. С другой стороны, пик смертности приходится на пожилых людей 50+, что в какой-то мере выравнивает стартовые позиции по борьбе с ковидной пандемией.
По одной из версий, вспышка в Индии может лежать в плоскости мутации заразы, причем, настолько сильной, что прежние выводы о формировании коллективного иммунитета, о чем преждевременно заявил Нью-Дели, оказались девальвированы.
В частности, The New York Times, комментируя индийский кризис здравоохранения, пишет, что исследователи не успевают за появлением новых штаммов, тогда как правительства во многих странах самоуспокоились с появлением вакцин.
Конечно, свою оценку должны дать эксперты-вирусологи, но, как пишут индийские газеты, власти, с одной стороны, вроде бы призывали предостерегаться, но с другой — слали мощным потоком другие сигналы о том, что зараза уже не страшна. «Политики, ответственные за индийскую экономику, а также лидеры отраслей понимали, что им срочно нужно вернуть ее на рельсы», — поясняет Гаутам Менон, эксперт по моделированию болезней в Институте математических наук в Ченнаи.
У нас, в России, такая же, как под копирку, ситуация. Добавим также, что индийский коронавирусный шторм начался после флешмобов, как религиозных, так и праздничных. Кремль, похоже, повел народ той же тропинкой, пусть и с благими намерениями.
На майские каникулы, свалившиеся на голову россиян после указа Путина, только половина населения планирует отдыхать дома. Можно не сомневаться, что народ, даже оставшийся в родном городе, вместо того, чтобы торчать в четырех стенах, предпочтет тусоваться в торговых центрах, в парках
А у кого есть деньги, ломанутся на юг или еще куда-нибудь. Сочи, Сухуми (Абхазия), Ялта, Краснодар, Ростов-на Дону — вот далеко неполный перечень городов, в которые навострились люди, которым категорически не сидится дома. В любом случае, нас ждет полномасштабное «броуновское движение» в условиях быстрых и опасных мутаций вируса SARS-CoV-2 (вызывающего болезнь COVID-19), за которыми не успевают вирусологи.
Самое плохое, что власти готовятся к возможной третьей волне в условиях оттока врачей, уставших от огромных нагрузок. Высокие ковидные зарплаты позволили многим медикам сформировать личную подушку безопасности. Тем более что профессионалы уверены, что их в любую минуту возьмут назад.
«Год работы в ковидных госпиталях настолько измотал медиков, что даже спецвыплаты не всегда удерживают их от увольнения, говорят в отрасли».
Хотелось бы ошибиться, но лето, которое по календарю наступит уже через четыре недели, обещает быть тяжелым.