Курильские острова — самый край российской земли. И именно там в чистом отфильтрованном виде и наиболее выпукло видны многие тенденции современной жизни страны. От бытовых до больших проблем геополитики. Но чтобы это почувствовать, на Курилах надо побывать.
Маршрут долгий: сначала центр единственной в стране островной области Южно-Сахалинск, а уж оттуда — на Кунашир и Шикотан. Чтобы в очередной раз убедиться, что распространенные «на материке» представления об этих дальних землях очень сильно отличаются от реальности.
— К нам приезжает много журналистов из Москвы, из разных федеральных изданий. Общаются, берут большие интервью, много снимают. А потом показывают нас как бедных, несчастных, голодных, живущих в аварийных бараках, — то ли жаловалась мне, то ли удивлялась местный депутат.
Действительно, расхожий образ всеми забытой земли никак не укладывается в реальную картину. Благодаря федеральным программам развития Дальнего Востока и дополнительно еще Курильских островов поселки и села на архипелаге активно обустраиваются. Строятся новые дома, ремонтируются дороги. Шикотан с его двумя селами так и вовсе похож на одну большую стройку.
А если говорить о социальной инфраструктуре, так контраст со многими регионами континентальной России просто ошеломительный. Местным жителям повезло несказанно: Курил не коснулась так называемая «оптимизация», а потому работают и школы, и поликлиники, и больницы, и библиотеки. Открываются и новые спортивные центры.
В районном центре поселке Южно-Курильск на Кунашире живет согласно официальной статистике немногим больше семи тысяч человек. Местный дом культуры, как и в прежние времена, очень популярен. «У нас в 18 клубных объединениях занимается 350 детей», — рассказывает директор ДК Ирина Демидова.
Точно так же в доме культуры села Малокурильское на Шикотане. «Дети активно занимаются, в конкурсах побеждаем, досуговые объединения на любой вкус», — рассказали мне. В каком еще российском поселке с населением менее двух тысяч человек увидишь такое?
Москву иногда называют «большой деревней» — из-за того, что столица, как пылесос, втягивает массы приезжих. На маленьких Курилах, как ни удивительно, похожая картина, хотя на слово «деревня» здесь сильно обижаются. Курильчане тоже неформально делятся на коренных и приезжих. Коренные любят свои острова, причем на каждом острове какой-то свой особый патриотизм.
«Всё достается Кунаширу и Итурупу, а надо больше внимания нашему Шикотану уделять», — в сердцах промолвила в разговоре хозяйка местного магазинчика в селе Крабозаводское.
Но коренных здесь немного. У приезжих же ментальность другая. Они прибывают на курильскую вахту за «длинным рублем» и мечтают поскорее накопить неплохую сумму и уехать обустраиваться обратно в родные места. Зарплаты строителей и рабочих местных предприятий — это около 100 тысяч рублей — выглядят привлекательными для вахтовиков из Центральной России, с Урала и других регионов. Много на Курилах и трудовых мигрантов со всего постсоветского пространства.
Как и в Центральной России, приезжие здесь сталкиваются с теми же проблемами. «Три месяца отработал, обещали 90 тысяч платить, а заплатили по 50. Разве это нормально?» — громко возмущается работяга в единственном в селе Малокурильское кафе.
Разговорились. Анатолию 47, из Приморского края, всю жизнь ходит в море ловить рыбу, последние два года курсирует между островами Курильской гряды. «Дома делать нечего, а тут часто кидают на деньги, вот и мечешься неприкаянный в поисках работы, лучшей доли и любимой женщины», — такая вот нехитрая и, увы, стандартная история, которую можно услышать во многих крупных городах от мечущихся по стране честных работяг.
Впрочем, главная проблема Курил — их плохая транспортная доступность. Для связи островов друг с другом и с «большой землей» есть небольшие суда-плашкоуты, вертолет и авиарейсы. Имеется еще грузо-пассажирский теплоход «Игорь Фархутдинов», переименованный так в 2003-м в честь трагически погибшего бывшего губернатора Сахалинской области. Но весь этот транспорт работает крайне нестабильно. Часто отправляется на ремонт. К тому же соблюдать график не позволяет очень переменчивая и плохо предсказуемая погода. Например, от Шикотана до Кунашира я добирался на теплоходе почти сутки: шторм и отлив не давали судну пришвартоваться.
Именно поэтому так радостно курильчане встретили новость о появлении двух новых грузопассажирских паромов, которые свяжут острова с главным сахалинским портом Корсаков. Первый из двух паромов «Адмирал Невельской» на Сахалин уже прибыл и сейчас готовится к началу навигации.
Вторая особенность местной жизни— близость неугомонной соседки Японии — вон она за проливом, рукой подать, и ее постоянные претензии на острова, которые японцы называют «северными территориями».
Впрочем, если говорить о японских притязаниях, то они мало сказываются на повседневной жизни курильчан. Несмотря на громкие и порой радикальные заявления политиков в Токио, практически вся активность японской стороны сводится к небольшим гуманитарным акциям вроде посещения японцами могил предков.
Куда тревожней те политические волны, часто очень непонятные и противоречивые, что исходят из Москвы. Периодически руководство России делает двусмысленные заявления. То зачем-то опять начинают обсуждать некие условия для подписания мирного договора, а значит, и требование Японии вернуть для начала хотя бы Шикотан и Хабомаи. А там и до претензий на Кунашир и Итуруп дело дойдет…
На Курилах никто не понимает: а зачем, собственно говоря, нам этот пресловутый мирный договор нужен? Семьдесят пять лет жили без него, еще тыщу спокойно проживем…
Хотя, смешно сказать, на все эти гримасы и метания Москвы люди здесь реагируют весьма специфически. Так, несколько лет назад, во время ну очень тесной дружбы Путина и тогдашнего японского премьера Синдзо Абэ, который аж на могиле отца поклялся договориться с Россией о возвращении «северных территорий», на островах вдруг резко выросли цены на жилье.
Местные, а также наиболее ушлые жители других регионов стали скупать на Курилах квартиры и земельные участки. Видимо, решили поиграть в лотерею «отдадут или не отдадут острова», рассчитывая в случае отдачи получить хорошие компенсации за недвижимое имущество, оставляемое на отошедших Японии территориях. При том курильчане категорически не хотят, да и не представляют даже гипотетически, как могли бы стать подданными другого государства.
О специфике жизни на Курилах беседую с председателем Сахалинского областного отделения Русского географического общества Сергеем Пономаревым.
«СП»: — На Курилах много тех, кто приехал на заработки. Это похоже, к примеру, на Москву?
— Скорее, на Подмосковье, Рязанщину, Владимирщину, другие области в центре России. В XIX веке многие тамошние жители занимались так называемым отходничеством: зимой они работали в городе, а летом возвращались домой делать детей и косить сено. Так что это типично российское явление.
«СП»: — Это что — прошло двести лет, а ничего не поменялось?
— Люди ищут заработки. К тому же Курилы привлекают многих приезжих. Распространенные в Центральной России представления, что это забытая богом земля, не соответствуют действительности. Есть школы и детские сады для детей. Имеются некоторые развлечения в виде спортивного, культурного центров. Даже на Шикотане. Всё это появилось благодаря колоссальным усилиям после разрушительного землетрясения 1994 года. Ранее такой инфраструктуры не было.
Есть и, назовем его так, психолого-топографический фактор. В курильском поселке до работы можно дойти за пять минут, не надо часами трястись в транспорте. На мой взгляд, существует определенный психотип людей, которые предпочитают жить в маленьких городках.
«СП»: — Рядом Япония. Это как-то сказывается на местной жизни?
- Острова — это приграничная территория, всегда есть соблазн сравнить жизнь с тем, что в соседней стране. С 1992 года действует режим безвизовых поездок. Но он неравноправный. Жители только двух Курильских районов могут безвизово посещать Японию, однако при том все жители Японии могут посещать Курилы.
Второй важный фактор — отдаленность островов. Выехать сложно из-за переменчивой погоды, к тому же это дорого. Даже на Сахалин, не говоря об остальной России.
«СП»: — Насколько активно курильчане пользуются правом посещать Японию?
— С этим не всё так просто. Японцы ограничивают посещение с деловыми целями. Скажем, я хочу делать бизнес с японскими компаниями, или занимаю государственную должность и хочу наладить побратимские связи. Такой возможности у меня не будет. Если я приду в консульство в Южно-Сахалинске, то мне поставят штамп о полном запрете въезда.
Также японцы не приветствуют посещение Курил своими бизнесменами, чиновниками и журналистами.
Курильчане видят все эти обстоятельства, люди вынуждены интересоваться политикой. С другой стороны, они привыкли надеяться на себя и на российское руководство.
Кстати, вы где-нибудь видели такой феномен, чтобы федеральная целевая программа касалась не отрасли, не целого региона, а всего трех муниципальных образований.
«СП»: — Официальный повод, по которому японцы ездят на Курилы, — «для посещения могил предков». А в действительности какие у них цели?
— Японцы угадали, что воспитанные в православной культуре наши люди не будут возражать против посещения могил. Но действительно есть проблема с составом делегаций. В свое время я работал в комиссии по безвизовому обмену. Помимо родственников похороненных было много активистов всяких движений «за возвращение Курил», спецпропагандистов, сотрудников спецслужб, депутатов парламента.
На острове Хоккайдо есть некий департамент «по делам северных территорий». В 2009 году Япония законодательно объявила Южные Курилы своей территорией. Удивительно, что российская сторона всё терпит. Не думаю, что такое долготерпение приведет к хорошим результатам.
Мы зачем-то сами поднимаем вопрос о мирном договоре. Но есть акт о безоговорочной капитуляции Японии, есть советско-японская декларация 1956 года. Там всё однозначно определено.
Недавно Госдума перенесла дату окончания Второй мировой войны со 2-го на 3 сентября, а прежде именно 3 сентября был официальный праздник — День Победы над Японией. Чувствуете разницу: Победа или просто «окончание войны»? Получается, мы сами отказываемся от своего исторического наследия, замыливаем достижения предков. И тем самым как будто отказываемся от обоснования того, почему Курилы и Южный Сахалин теперь российская земля. Логика очень странная.
Не знаю, насколько по-христиански ведет себя Россия, но вижу, что эти игры очень опасные.
«СП»: — Искажение исторической правды хорошим обычно не оборачивается…
— У нас была инициатива установить на Сахалине памятник «большой тройке» — Сталину, Рузвельту и Черчиллю. Но тут же поднялся вой: мол, этого делать нельзя! А почему? Не потому ли, что именно эти политические деятели договорились о вступлении Советского Союза в войну с Японией с последующими территориальными возвратами российских земель.
У нас в Русском географическом обществе появилась интересная инициатива. Мы решили инвентаризировать острова. Ранее в составе Сахалинской области насчитывалось 59 островов, теперь в Уставе региона указаны 83 именных острова. И каждый год мы увеличиваем их число. В 2017—2020 годах мы назвали 22 ранее безымянных географических объекта, среди них острова, мысы, скалы.
Совсем недавно мы присвоили одному острову имя генерала Кузьмы Деревянко, который с советской стороны в 1945 году подписал акт о капитуляции Японии. Так вот, географическая особенность острова такова, что он находится восточнее самой крайней японской точки. Получилось, что солнце над Страной восходящего солнца встает с острова генерала Деревянко.
«СП»: — А что с демографией на островах?
— Тут ситуация неоднозначная. С одной стороны, многие курильские женщины очень разборчивы, они ищут себе пару через интернет среди жителей других регионов. При этом сами уезжать с Курил не горят желанием.
Но на островах много военных и пограничников. Для них строится жилье, и молодые семьи чувствуют себя комфортно. До некоторого времени местные власти относились к жилищному строительству скептически: дескать, зачем это строительство, если острова могут передать Японии? Но в последние годы активно идет развитие, приняты планы индивидуального строительства домов.
Как итог мы видим, что рождаемость на Курилах самая высокая среди районов Сахалинской области, наблюдается естественный прирост населения.
Есть несколько факторов, которые непосредственно влияют на жизнь людей. Это и программы экономического развития, и присутствие армии как стабилизирующий фактор. В случае чрезвычайных ситуаций, плохих погодных условий военные всегда придут на помощь, восстановят инфраструктуру, поделятся горючим.
Третий фактор — географический. Женщина не может фыркнуть на мужа и убежать к маме. Транспорт нестабилен, стоит дорого. Так что приходится семейные неурядицы решать более спокойно, чем «на материке».