И снова Сибирь и Урал затянуты дымом. Горят леса, горят поля. Смог от пылающих лесов пугает и соседей — жителей Пермского края, Башкирии. Больше всех страдает Тюменская область: огнем охвачена площадь до 50 тысяч гектаров леса, «красный петух» подобрался уже к самому городу. Сказать, что во всем виновата жара, превысившая все майские температурные максимумы, проще всего. Поневоле приходит на ум черномырдинское: никогда такого не было, и вот опять! Так ведь было.
Вспоминается, к примеру, 2019 год, когда в Сибири выгорели миллионы гектаров тайги: местные власти сначала не знали, как тушить пожары, а затем обнаружили, что им, по большому счету, и вообще нечем бороться с огнем. И это при том, что сегодня Россия обладает самой современной противопожарной крылатой техникой — самолетом-амфибией Бе-200, на которую еще несколько лет назад «положили глаз» и турки, и французы, и португальцы.
Да что там говорить — даже Штаты готовы были взять 10 самолетов. И даже предлагали собирать Бе-200 на территории их страны. В апреле 2010 года, по итогам демонстрационных полетов Бе-200ЧС в штате Калифорния, между ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» и компанией ТТЕ International Inc. был подписан контракт на поставку именно такого числа пожарных самолетов Бе-200ЧС-Е.
То есть — в том, что касается производства Бе-200, почти все было у нас в руках еще десятилетия назад. И почти ничего, увы, не сложилось. Почему? Свою точку зрения на возникшую проблему главный конструктор этого замечательного гидросамолета с 1992 по 2016 год Александр Явкин пытается донести до самых верхов российской власти. Для начала — до лидера правящей партии «Единая Россия» Дмитрия Медведева.
Этот адресат выбран Явкиным, видимо, еще и потому, что в бытность Дмитрия Анатольевича сначала премьер-министром, а затем и президентом РФ самые сокрушительные для судьбы этой машины решения и были приняты.
Право опубликовать свое открытое письмо господину Медведеву Александр Васильевич предоставил «Свободной прессе». Вот это письмо:
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Накануне выборов в Государственную Думу, от своего имени, от имени моих коллег, а также всех, кому дорого развитие России в качестве государства с передовыми научно-технологичными отраслями экономики (что немыслимо без современной отечественной авиационной промышленности), я вынужден обратиться к Вам, как к руководителю ведущей политической партии страны.
Хотел бы получить ясный ответ на вопрос: почему партия «Единая Россия», обладающая абсолютным большинством в Государственной Думе, фактически, бездействует, наблюдая последовательную утрату российским гражданским авиастроением доли мирового рынка? И это, несмотря на подписанное лично Вами в должности главы кабинета министров РФ Распоряжение Правительства РФ от 18 сентября 2017 года № 1997-р «Об утверждении Стратегии развития экспорта гражданской продукции авиационной промышленности».
Наиболее ярким в этом смысле подтверждением поговорки «Что имеем, не храним …» является современная история развития мировой гидроавиации, безусловный приоритет России в которой не подвергался сомнению в течение десятилетий.
Начиная с 2004 года, всемирно известный российский самолет-амфибия Бе-200 вызывает восхищенные отзывы успешным выполнением противопожарных и спасательных операций во многих странах Европы, Азии и Америки.
Год за годом потребность в самолетах такого типа уверенно растет из-за постоянно увеличивающихся масштабов лесных пожаров, наносящих колоссальный ущерб жизням людей, их здоровью и имуществу на всей планете. Особенно следует отметить, что лесные пожары отрицательно влияют на изменение климата путем уничтожения растительности, которая могла бы удалять CO2 из воздуха, а также вызывая изменения состава почвы, препятствующие восстановлению экосистем.
Сами лесные пожары выбрасывают в атмосферу каждый год миллиарды тонн CO2, плюс сажу, или черный углерод, увековечивая порочный круг, который влияет на изменение климата, способствует росту температуры, стимулирующей ускоренное таяние снежных покровов, засуху, и высыхание растительности. Та, в свою очередь, превращается в топливо для пожаров, выделяющих еще больше загрязняющих веществ в атмосферу, и, тем самым, еще выше повышая температуру.
Вам должно быть известно, что скорость климатических изменений в России более чем вдвое превышает общемировые показатели.
После получения сертификата типа, изданного в 2010 году Европейским агентством по безопасности полетов (EASA) на самолет Бе-200ЧС-Е, появилась возможность продвижения на мировой рынок сотен российских самолетов-амфибий, превосходящих по своим характеристикам зарубежные аналоги.
Создателями самолета в сотрудничестве с потенциальными заказчиками были разработаны и представлены в Правительство РФ и другие органы управления государством и авиационной отраслью многочисленные предложения по реализации проекта продвижения Бе-200 и устранению препятствий на пути такого продвижения. К сожалению, эти предложения остаются без детального рассмотрения и принятия необходимых мер.
Производство перспективного самолета Бе-200 осуществляется в единичных экземплярах (за 17 лет производства выпущено менее 20) за счет бюджетных средств, что, вместо возможной прибыли, приносит лишь убытки.
Прямая утраченная Россией выгода от «непоставок» самолетов на мировой рынок исчисляется миллиардами долларов. Непрямыми потерями, вызванными торможением реализации проекта продвижения Бе-200, являются ухудшение имиджа России как государства, заботящегося об экологии планеты, снижение темпов российского гражданского авиастроения, утрата компетенций в развитии авиационной науки и технологий
Основные препятствия в реализации проекта — организационные, характерные для всей гражданской авиационной отрасли России. В частности, используемая для создания и сертификации гражданской авиационной техники нормативно-правовая база, включающая правила летной годности, отстала от мирового уровня на 15 и более лет (в том числе, теперь уже отстает и от нормативной базы КНР).
Как результат бездействия органов управления этой отраслью, соответствующих комитетов Государственной Думы и Совета Федерации, гражданское авиастроение Китая обходит российское не только в области пассажирских самолетов, но уже начало опережать нас в создании современных самолетов-амфибий.
Воспользовавшись затянувшейся многолетней паузой в продвижении российского самолета-амфибии Бе-200 на мировой рынок, китайская корпорация AVIC с 2009 приступила к разработке своего многоцелевого самолета-амфибии AG600. На него возлагаются задачи, аналогичные решаемым Бе-200, в частности, тушения лесных пожаров путем доставки воды к очагу огня из ближайшего водоема, перевозки пассажиров с использованием гидроаэродромов, доставки войск на острова
Несмотря на то, что по ряду характеристик AG600 уступает Бе-200 (по скорости полета, количеству воды, доставляемой к очагу пожара в единицу времени, возможному числу перевозимых пассажиров, отсутствию сертификата типа, тем более, сертификата типа, изданного EASA
Начав летные испытания AG600 в 2017 году, китайские специалисты уже 4 марта нынешнего года выполнили летные испытания со сбросами воды, обеспечив вывод процесса создания самолета на финишную прямую, ведущую к получению сертификата типа.
Параллельно проводятся интенсивные маркетинговые работы. Разработчики уже получили заказы на 17 новых самолетов-амфибий. Завершить разработку AG600 и начать поставки первых серийных машин планируется в 2022 году. Так что китайские самолеты-амфибии смогут начать уверенно продвигаться на мировой рынок, опираясь на полноценные межгосударственные соглашения по безопасности полетов, подписанные КНР с ЕС и США. Их наличие у КНР обеспечивают решающее преимущество Китаю над Россией в поставках продукции гражданского авиастроения за рубеж.
Конкретный вопрос к Вам, Дмитрий Анатольевич, у меня, как у избирателя: «Является ли описанное мною выше отношение партии „Единая Россия“ к развитию авиационной промышленности России следствием недоработок или это твердое намерение оградить мировой рынок от продвижения российской гражданской авиационной продукции?»
С уважением, Явкин Александр Васильевич, генеральный директор ООО «РЕК Аэроспейс», с 1992 по 2016 год — главный конструктор самолета-амфибии Бе-200 и его вариантов — первого российского самолета с электродистанционной отечественной системой управления, сертифицированного АР МАК и EASA, почетный авиастроитель, кандидат технических наук.
Отчаянную попытку бывшего главного конструктора Бе-200 достучаться до одного из самых влиятельных должностных лиц России редакция «Свободной прессы» попросила прокомментировать президента Международного консультативно-аналитического агентства «Безопаcность полетов», члена Всемирного фонда безопасности полетов, лауреата Государственной премии СССР Валерия Шелковникова. Вот его мнение:
— Это обращение — боль главного конструктора, создавшего лучший в мире (и это мнение не только мое, но и самых компетентных экспертов в области авиастроения) самолет-амфибию. Человека, борющегося десятилетиями с кремлевскими «синекурами» за признание выстраданной им машины. Уверен, что настанет время, когда надзорные органы внимательно вникнут в суть переписки Явкина с Советом Федерации, Госдумой, Минтрансом, Минпромторгом, Росавиацией, ВПК, Ростехом, ОАК, РСПП (Чубайс) и наверняка ужаснутся. Тонны бумаги, гигабайты информации тонут в «соревновательном эпистолярном жанре чиновников». А на выходе — нулевой эффект!
Нынче весьма модно критиковать «брежневское» время, называя его застойным. А ведь именно при «застойном» Леониде Ильиче был принят весьма строгий Указ Президиума ВС СССР (
Этим указом вменялась обязанность разрешить вопрос по существу. А не требующие дополнительного изучения и проверки — безотлагательно, но не позднее, чем через 15 дней.
И далее: «Нарушение установленного порядка, бюрократическое отношение к ним, волокита, а также преследование граждан в связи с подачей предложений, заявлений, жалоб либо за содержащуюся в них критику влекут в отношении виновных должностных лиц ответственность в соответствии с законодательством… Те же деяния должностных лиц, причинившие существенный вред государственным или общественным интересам… влекут уголовную ответственность по соответствующим статьям уголовных кодексов о должностных преступлениях».
Я не призываю к жестокой расправе над должностными лицами, аккуратно складывающими многочисленные обращения Явкина в долгий ящик. Но обратить внимание на равнодушие столоначальников к падению престижа отечественного авиастроения и отодвинуть их от насиженных руководящих кресел и заменить на тех, для кого это не пустой звук, все же, на мой взгляд, стоит.