
Исполнилось три года с подписания «майского указа» президента РФ.
Распоряжение главы государства тогда наделало много шума. Тему активно обсуждали: хвалили, критиковали, сомневались в реалистичности поставленных задач. Но раз президент подписал — пришлось выполнять.
Попробуем подвести промежуточный итог: насколько удачно продвигается исполнение задач, связанных, например, с улучшением демографических показателей.
Напомним, президент обязал чиновников обеспечить показатель рождаемости до 1,7 и рост продолжительности жизни до 78 лет, при этом старость должна быть активной: новый возрастной порог здоровой жизни устанавливался в 67 лет.
— Невозможно выполнить указы, если они исходно основываются на недостоверной и даже фантастичной информации, — считает Юрий Крупнов, член Научного совета при Совете безопасности Российской Федерации, — Не знаю, кто в тот знаменитый «майский указ» о демографии подсунул такую статистику. Я пытался это выяснить, но не вышло. У нас есть Росстат, орган правительства, между прочим, и он дает остаточно достоверные прогнозы, которые на 2020-е годы прогнозируют: естественная убыль, а никак не естественный прирост.
В 2013 году прогноз на конец 2023 года, когда мы уже должны иметь ощутимые результаты, был неутешительным — естественная убыль на треть миллиона! А на момент принятия указа уже было понятно, что фактические цифры даже еще страшнее. Разница между числом рождений и числом смертей, т.е. естественная убыль населения, к началу 2024 года станет меньше почти на 800 или даже более тысяч человек.
Соответственно, «майский указ» по части демографии был изначально абсолютно невыполнимым, о чем я и писал в марте прошлого года в своём обращении к президенту. Невыполним он потому, что в нем заложены фиктивные и недостижимые показатели.
«СП»: — С недостоверностью все понятно. А почему они недостижимы?
— Поймите, если люди не хотят иметь детей, или не хотят иметь больше одного ребенка, их невозможно побудить изменить это решение, увеличивая размер пособия или давая материнский капитал, хотя и это тоже нужно делать, чтобы поддержать родителей материально.
Вообразите себе. Позовём группу студентов и предложим им: давайте, рожайте срочно детей, а мы вам будем выплачивать по тысяче рублей в месяц — как думаете, они отреагируют? Предполагаю, что усомнятся в нашей адекватности и, главное, точно никого по нашему принуждению в тысячу рублей не родят.
Необходимо менять ментальность и культуру нашей молодёжи, формировать совсем другие ценностные ориентиры. Раньше семью создавали, когда хотели иметь детей: свадьба, а через девять месяцев — ребенок. Сейчас женятся, не желая иметь детей.
Посмотрите, за десять лет число молодых людей, называющих себя «чайлдфри», выросло в целых три раза. Да и остальные создавать семьи и уж тем более рожать детей не торопятся, сознательно предпочитая одиночество и бездетность или однодетность.
Кстати, в России относительно еще не самая тяжёлая ситуация, бывает и хуже. Например, в Японии стабильно увеличивается количество людей, не вступавших в серьёзные отношения до 35 лет. Их уже больше половины. Представляете? И с рождаемостью там посложнее, на семью приходится 1,4 ребенка, а в России — 1,5. А в Италии, кстати, такой католической и семейной, казалось бы, уже всего 1,3 условных ребёнка.
Еще одна проблема: в России увеличивается количество пар, страдающих функциональным бесплодием. Вроде здоровые люди, хотят иметь детей, но — не могут.
«СП»: — С чем это связано, можете пояснить?
— Главная причина — отрицательный стресс. Слишком нестабильная ситуация по многим параметрам у нас, нет ясно выстроенной идентичности, она размыта. Плюс мода на голые пупки круглый год, которая, к счастью, уходит.
«СП»: — Есть мнение, что когда в странах Скандинавии катастрофически снизилась рождаемость, то власти дали «зеленый свет» сексуальной революции. И повышению рождаемости естественным способом. Может, перенять опыт?
— Сексуальная революция привела только к распущенности, таким способом рождаемость не увеличить. Она, напротив, имела губительные последствия для демографии. Беспорядочные сексуальные связи привели к серьезной проблеме, с которой по статистике сталкивается каждый второй мужчина старше 40 лет.
«СП»: — К импотенции?
— Да, в том числе. И возрастной порог стабильно снижается, при этом снижается и интерес к противоположному полу. Развращенность никогда до добра не доводит. Поэтому в развитом мире сейчас прямо обратная тенденция и мода — на целомудрие. А у нас всё какие-то глупые революции проповедуют.
«СП»: — А что с продолжительностью жизни в России?
— В 2020 году средняя продолжительность жизни составила 71,5 года. Годом раньше она была дольше — 73,3 года… Ответственные лица сейчас кивают на COVID-19, объясняют, что пандемия стала причиной высокой смертности. Однако виноват не столько коварный вирус, а неспособность жутко оптимизированной медицины вообще адекватно подойти к лечению и сохранению системы здравоохранения в целом. Я уже не говорю про целенаправленное сокращение больниц и коечного фонда, в том числе — инфекционных больниц и отделений, якобы избыточных.
И огромную роль в высокой избыточной смертности сыграли сами неадекватные меры против коронавируса — то же изолирование пожилых и отмена занятий в школах. В целом, не будет преувеличением зафиксировать, что высочайшая избыточная смертность в стране (а это почти полмиллиона с ковидного прошлого апреля марта по этот апрель) — прямой результат не ковида, а неправильной борьбы с ковидом.
Пандемия рано или поздно закончится, но поднять продолжительность жизни до 78 лет к 2024 году, как это предусмотрено указом президента — при сохранении всех текущих подходов и общественного строя — также нереально. Росстат дает прогноз — жить будем неполных 76 лет. Но и это большое преувеличение. Да и очень разная эта продолжительность жизни в разных регионах
Вот в Ингушетии с исполнением указа проблем, скорее всего, не будет: уже сейчас там средний возраст — 76 лет! Ингуши, конечно, молодцы, но посмотрим на центральные нечернозёмные регионы России, там мужчины, например, и до 63-х не всегда доживают, а средняя ожидаемая продолжительность не более 68-и. К тому же надо понимать, что статистические данные по продолжительности жизни зависят от рождаемости: чем ниже рождаемость, тем ниже младенческая смертность, то есть, чем меньше количество умерших до года — выше средняя продолжительность жизни всего населения.
Впрочем, надо отметить, что неонатологи в России весьма квалифицированы, и младенческая смертность снижается, в 2020 году умерло на 12% младенцев меньше, чем в 2019-м. Но опять же — снижение младенческой смертности, что очень хорошо, мы уже вышли на европейский уровень, также увеличивает расчётную продолжительность жизни.
«СП»: — Напрашивается любимый вопрос русской интеллигенции: «Что делать?»
— Прежде всего, нужно срочно менять отношение людей к семье, возвращать понимание того, что дети — обязательная ее составляющая, причем ориентировать семью следует на многодетность. Если у нас на семью будет меньше трех детей, то мы просто перестанем существовать как народ. Трое детей для воспроизводства населения — это мало.
Меня часто называют алармистом, дескать, я все время требую кардинальных изменений в демографической политике, выражаю сомнение в эффективности предпринимаемых правительством действий, не вижу положительных изменений, что у нас «все плохо». Но мою правоту доказывает жизнь. Я еще раз подчеркну: увеличение пособий одиноким матерям — это нужная мера, материнский капитал — тоже нужная мера, различные разовые выплаты — тоже хорошо, но они направлены на социально-материальную поддержку семей, рождаемость они не повысят.
Для того, чтобы не допустить критического снижения численности населения России, в ближайшие 20 лет необходимо, чтобы не менее половины семей выбрали многодетность. Многодетных семей должно стать больше в семь раз, это фантастическая цифра, но только это поможет предотвратить демографическую катастрофу в стране. И чтобы это стало возможным, нужно отменить фейковые целевые показатели, содержащиеся в указах, а нацпроект «Демография» следует глубоко скорректировать, сделав приоритетом поддержку многодетной семьи.