Президент Украины Владимир Зеленский внес на рассмотрение Верховной Рады неотложный законопроект. Какую срочную задачу глава государства поставил перед парламентом? Борьба с эпидемией коронавируса? Искоренение коррупции? Окончание войны в Донбассе? Нет. Первым делом он предлагает… предоставить крымским татарам статус коренного народа Украины.
С такой инициативой Зеленский выступил 18 мая, в День памяти жертв депортации крымскотатарского народа. По случаю очередной годовщины президент снял видеообращение к нации. Получилось очень пафосно — в лучших традициях Петра Порошенко.
«Сегодня Украина чтит всех жертв геноцида крымскотатарского народа. Сегодня каждый из нас разделяет вместе с вами эту боль. А значит, сегодня крымских татар в Украине становится менее 40 миллионов. И как одна страна и семья мы говорим сейчас не „они“, а „мы“. Мы не забудем, как нас выгнали из собственного дома и везли несколько недель за тысячи километров от него. Как мы смогли вернуться лишь через 45 лет. Как мы не узнали родной дом, где были стерты исторические названия и достопримечательности», — заявил Зеленский.
Предложенный им законопроект — это логическое продолжение так называемой «Стратегия деоккупации и реинтеграции временно оккупированной территории Крыма и Севастополя», которая была принята в марте. В ней прописано, что крымские татары должны обладать статусом коренного народа Украины. Но есть одна проблема: самого понятия «коренной народ» в украинском законодательстве пока не существует. Верховной Раде только предстоит его сформулировать. Поскольку текст законопроекта в открытом доступе еще не опубликован, мы можем только гадать, по какому принципу Зе-команда будет определять, какие народы являются коренными.
В широком смысле слова к ним можно отнести и русских, и белорусов, и венгров, и евреев — всех тех, кто уже не одно столетие проживает на территории современной Украины. Но в чем тогда смысл президентского законопроекта? Очевидно, Зеленский пошел по другому пути.
«В том проекте, который был наработан ранее, и который мы совершенствуем, речь идет о трех коренных народах — крымских татарах, караимах, крымчаках. Правда, пока не решили, мы зафиксируем только эти три народа как коренные или сделаем список открытым, определив признаки коренных народов», — говорил в ноябре 2019 года представитель президента Украины в Крыму Антон Кориневич.
И крымские татары, и караимы, и крымчаки — это тюркоязычные группы, проживающие на территории Крыма. Всех их объединяет еще одна черта: у них нет своих национальных государств. Скорее всего, в основу украинской классификации коренных народов ляжет именно этот принцип. И это логично.
У русских есть «точка опоры» за пределами Украины. Как и у многих других национальных меньшинств (поляков, венгров, румын
Логично? Вполне. Только список коренных народов в таком случае получается неполным.
Навскидку можно выделить еще несколько, о которых Зе-команда почему-то не говорит. Например, ромы (украинские националисты очень любят безнаказанно громить их лагеря), закарпатские русины и проживающие в Одесской области гагаузы. Чем они хуже крымских татар? Если в президентском законопроекте будут фигурировать только три народа, перечисленных Кориневичем, то его было бы правильно называть законом «О титульных нациях Украины».
Руководствуясь своими представлениями о политической целесообразности, Зеленский хочет предоставить тюркоязычным выходцам из Крыма некие эксклюзивные права.
В контексте борьбы с русской культурой во всех её проявлениях это выглядит особенно цинично. Мы можем быть уверены, что в законопроекте Зеленского будут прописаны гарантии развития и свободного функционирования крымскотатарского языка. Миллионы русскоязычных украинцев этой привилегии, увы, лишены. Не спрашивайте, почему. Просто есть «правильные» языки, а есть «неправильные».
С политтехнологической точки зрения инициатива Зеленского выглядит просто нелепо. Чего вообще он добивается? Пытается заручиться симпатиями крымских татар? На Украине их проживает всего несколько тысяч. Остальные остались на полуострове, получили российские паспорта и приспособились к жизни в новых реалиях. До законопроектов Зеленского им нет никакого дела.
С другой стороны, мотивацию украинского президента можно понять. Его преследует навязчивая идея доказать, что он чем-то выгодно отличается от предшественников. Главным образом от Порошенко. Если тот «забил» на Крым, то Зеленский всеми силами пытается его вернуть. Уже принята «Стратегия деоккупации и реинтеграции временно оккупированной территории Крыма и Севастополя».
В августе будет запущена «Крымская платформа», на которую приедут высокие зарубежная гости. А депутаты тем временем рассмотрят законопроект о коренных народах. Остается только догадываться, как он поможет в деле «деоккупации» полуострова.
Кстати, этот документ Зеленский поспешил занести в список своих «исторических» достижений: дескать, все предыдущие президенты и созывы парламента не предоставляли крымским татарам статус коренного народа, а он предоставит. Видимо, бывший комедиант не в курсе, что до 2014 года в украинской политике господствовали совершенно иные тренды.
Крымские татары с их автономистскими (и даже сепаратистскими) настроениями были проблемой для любой украинской власти. Во времена Кучмы — в 1995 году — дело дошло до подавления стихийной манифестации репатриантов.
«Поскольку местная власть была не в состоянии овладеть ситуацией, за дело взялся Киев. На полуостров были введены части спецназа из центральных районов Украины и Национальной гвардии. Дороги были перекрыты блок-постами. Переговоры крымской власти с представителями крымских татар велись при посредничестве киевских силовых ведомств и центральных органов власти. В Судаке и Феодосии, местах наибольших крымско-татарских поселений, где дошло до открытых стычек между крымскими татарами и местными криминальными группировками, поддержание порядка было временно возложено на подразделения украинского флота.
Попытка председателя крымского парламента Сергея Цекова воспользоваться ситуацией и вернуть крымское правительство и силовые ведомства полуострова под свой контроль закончилась ничем (вскоре он лишился своего поста).
При активном участии Киева порядок был восстановлен, однако проблема крымских татар осталась и остается нерешенной — земельный вопрос, социальное обеспечение, культурно-национальные права, политическое представительство — вот основные нерешенные проблемы коренного населения Крыма, превращающие полуостров в мину замедленного действия", — писал известный украинский историк Георгий Касьянов.
Расовая дискриминация, недостаточные возможности для изучения родного языка, отсутствие нормативно-правовой базы репатриации — с этими и другими проблемами крымские татары сталкивались при Украине. Причем их положение с каждым годом становилось все хуже и хуже (на это обращали внимание международные организации). И только в 2014 году официальный Киев вдруг начал проявлять заботу. Были жертвами дискриминации — станут «титульной нацией».