Профсоюз работников образования «Учитель» обратился с письмом к председателю партии «Единая Россия», замглавы Совета Безопасности России Дмитрию Медведеву с просьбой не принуждать учителей участвовать в партийных праймериз.
В письме говорится, что иногда сотрудников школ просят не только зарегистрироваться на праймериз, но и склонить к такому решению родителей учеников.
В качестве доказательств приводятся скриншоты сообщений из рабочих чатов. «Увольнениями не грозят, но стыдят, если отказываются участвовать. В устной беседе намекают, что у школы могут быть проблемы, если откажутся», — рассказала «Коммерсанту» оргсекретарь профсоюза Ольга Мирясова.
Газета обратилась в «Единую Россию», где опровергли эти утверждения, заявив, что не только не принуждают никого к праймериз, но и наоборот обещают пресекать подобные действия.
«На все подобные обращения будет дан официальный ответ. Если, не дай бог, есть подобное принуждение, не просьба или призыв, а принуждение к регистрации, то мы будем вынуждены реагировать жестко», — заявил заместитель секретаря генерального совета партии Сергей Перминов.
Можно ли верит подобным заявлениям? Как известно, партия власти у нас всегда пользовалась административным ресурсом, и едва ли от него откажется. К тому же, учителя всегда были самой зависимой и безропотной когортой, которую активно использовали на выборах. Да, и вообще, дело не в «Единой России». Это у нас в менталитет, похоже — в России ничего не делается принудительно, исключительно, «добровольно-принудительно»…
— Праймериз «Единой России» — процедура более чем странная, — говорит политолог Андрей Дмитриев.
— Во-первых, все проходные депутатские места заранее распределяются на уровне администрации президента и руководства партии. Последние примеры — скандал с депутатом Розой Черемис во Владивостоке или грандиозное побоище в петербургском ЕдРе. Кто не в курсе, у нас существует давнее соперничество Смольного и Мариинского дворца, где засел спикер Вячеслав Макаров, по совместительству — глава партии власти в северной столице.
Так вот, он очень хотел сидеть и дальше, однако губернатор Александр Беглов и спикер генсовета ЕдРа Андрей Турчак, как говорят, решили спровадить его в Думу.
Это сопровождалось погромом макаровской команды. Скажем, его соратник, ветеран городского парламента Сергей Никешин был вынужден забрать документы с праймериз, чтобы уступить место ставленнику Смольного. Всё это, на мой взгляд, не более, чем совокупление и пожирание пауков в банке, но дает прекрасное понимание механизма этих самых праймериз.
Во-вторых, непонятно, зачем вообще привлекать в праймериз всех подряд? По логике вещей голосовать должны члены партии. Но нет, тащат на эту процедуру несчастных бюджетников, врачей с учителями. У нас и так дикая ситуация с манипуляциями со списками избирателей.
Вот пару месяцев назад арестовали губернатора Пензенской области, видного «едроса» Ивана Белозерцева. И тут же выяснилось, что выбирали его с беспрецедентными фальсификациями — в селе Бессоновка ему насчитали 774 голоса, хотя он получил, как писали, всего 72.
«СП»: — Обращение учителей к чему-нибудь приведёт?
— Попытки протестовать против сложившейся ситуации в системе дорого стоят. О профсоюзе «Учитель» я наслышан как о боевой единице, куда входят смелые педагоги, не боящиеся гнева властей. Юлия Маркова в свое время, обнаружила пропажу порядка миллиарда рублей при «оптимизации» Смольным системы профессионального образования. За это ее несколько раз пытались уволить с работы, однако она неизменно выиграла суды у собственного начальства. Так что профсоюзу «Учитель» можно пожелать только успеха.
— Насколько я понимаю, у праймериз, кто бы их ни проводил, две реальные задачи: во-первых, определить наиболее популярных (или наименее непопулярных) персон от партии, которые имеют наибольший шанс избраться, во-вторых, продемонстрировать избирателям, что, мол, всё честно-благородно, прозрачно, лучшие люди
— Вторая задача важнее, кстати, и провал здесь недопустим. У нас на реальные выборы-то ходят не шибко активно, а тут среди сторонников партии… Если на выборы придет мало людей, то это косвенно продемонстрирует реальный уровень популярности. Так что мобилизационные меры тут даже более необходимы, чем на реальных выборах.
«СП»: — В «Единой России» сообщили, что не только не принуждают никого к праймериз, но и наоборот, обещают пресекать подобные действия.
— Во-первых, управление в школе чаще всего «ручное»: комитет образования муниципального органа — директор — учитель. Иными словами, директор может в личной беседе озвучить предложения, от которых трудно отказаться.
Во-вторых, участковые избирательные комиссии чаще всего работают в школе, и директор, да и учителя, нередко в курсе разного рода неординарных действий, случающихся при подсчете бюллетеней.
«СП»: — Почему учителя? Самый забитый и безропотной класс?
— Учителя — не класс, а профессиональная группа. И именно в силу системы управления в этой профессии они лично зависимы от директора. Личный момент в этой профессии силен — в силу короткой цепочки управления.
«СП»: — Представитель ЕР сказал, что предстоящие выборы не являются «легкой прогулкой» к депутатскому креслу, поэтому партия не заинтересована в административном ресурсе, который может создать «тепличные условия» для некоторых кандидатов. Но так ли это?
— Выборы для них будут еще сложнее. И, похоже, в ЕР это понимают — иначе бы не проводили «праймериз». Вопрос лишь в том, что сами методы, хоть и с праймериз — старые, административные. Но это самообман. Надо менять сами подходы к электорату.
«СП»: — У нас в стране все так делается, не в принудительном, а в добровольно-принудительном порядке? Реально ли изменить эту нашу особенность менталитета?
— Это не менталитет, а система управления. Трансформируется система — изменится менталитет. Помните, лет 15 назад водители пешеходов не пропускали — даже на «зебре»? А теперь? Значит, не в менталитете дело.