Почему россияне не спешат занять рабочие места, освобожденные пандемией от мигрантов? И при этом еще жалуются на высокий уровень безработицы. Вроде вопрос резонный. Но на самом деле, ситуация такова, что это все равно, как спросить бездомного: «А чем тебе заброшенный сарай не нравится?»
Мизерные зарплаты мимо ведомости за тяжелый труд в плохих условиях — вот резюме традиционной вакансии, оставшейся после покинувшего страну трудового мигранта. Кстати, не все приезжие работяги уехали, некоторые умудрились закрепиться в России, устроившись на более «теплые» рабочие места.
Поэтому спрос на неквалифицированный, непрестижный, низкооплачиваемый труд в стране сейчас очень высокий. Объявления центров занятости населения пестрят объявлениями, с приглашением на такие вакансии. Особенно остро стоит вопрос обеспечения трудовыми резервами аграрного сектора — работу руками в полях пока не отменили.
— Гордые дети Поволжья, — написал в Фейсбуке журналист Виктор Шацких. — Читаю о том, что в солнечном Волгограде не хватает грузчиков, дворников, продавцов и сезонных рабочих в пригородных овощеводческих хозяйствах. Потому, что пандемия.
Сократился приток мигрантов. А недели две назад я читал о таких же проблемах в солнечном казахстанском Атырау (бывший Гурьев). Это недалеко от Волгограда. Но там сумели как-то исхитриться, завезли 670 узбеков — и вздохнули свободней. При этом казахстанские журналисты откровенно пишут, что местные жители не хотят работать на полях и мести улицы. Волгоградские журналисты пишут об этом более уклончиво.
— На тему трудовой миграции нет социального запроса. Куда острее — проблема низкого уровня зарплат на рынке труда в целом, — считает председатель правления Волгоградского регионального отделения Союза журналистов России, член Общественной палаты Волгоградской области Вячеслав Черепахин:
— Это не самая острая социальная проблема — нехватка неквалифицированных работников. И второй фактор — он связан с национальным вопросом. Это сложная и деликатная тема, особенно для Волгоградской области, в которой проживает несколько десятков национальностей, и, несмотря на это, регион спокойный.
Кроме того, здесь мало почвы для конфликта: мигранты, как правило, это неквалифицированные работники, а местные, скажем так, достаточно квалифицированные. И большая редкость, когда возникает ситуация, что кто-то из местных пришел устраиваться на работу, а его вдруг опередил трудовой мигрант.
Поэтому, на мой взгляд, дело не в журналистах, а в отсутствии социального запроса на освещение этой темы — общество сейчас мало озабочено вопросом трудовой миграции. Чаще всего эта проблема поднимается в дискуссиях по поводу того, что местные из региона уезжают, а трудовые мигранты приезжают, качество человеческого капитала снижается.
Что же касается проблемы занятости в общем, то здесь налицо конфликт между условными работодателем и работником — в оплате труда. Работодатели явно не могут предложить зарплату больше, потому что экономика не позволяет, а работники хотят получать больше, потому что, к сожалению, затраты выросли.
— На мигранских вакансиях местных жителей не привлекает низкий престиж профессий, маленькие заработки. К тому же, есть альтернативы, хоть и скромные, — считает доктор экономических наук, профессор Игорь Бельских:
— Мигранты не едут по трем причинам. Первая — рубль упал, доходы внутри России им стали менее интересны. Вторая — ковидные ограничения. И третья — наша бюрократия, которая лишает их легкого доступа к внутреннему рынку труда.
Итог: работать некому, поколение «Примы» и «Беломорканала» ушло, а поколение «Пепси» считает такую работу «позором». В Италии и других странах официант в ресторане на шестом десятке лет считает, что карьера удалась, у нас все по-другому. Пока в России труд не будут ценить высоко и будут высоко ценить только бездельников-столоначальников, ничего не изменится. Хватит платить своим людям «пятачками и пряниками».
— Клининг (уборка, чистка) в России чрезмерно зависим от приезжих, — отмечает директор по персоналу клининговой компании «Ронова» Елена Анужис:
— В 2020 году число мигрантов сократилось на 40%, а треть оставшихся ушла в курьеры. Дефицит кадров ощутим, как никогда, особенно в регионах. Местные жители в основном работают на производствах, градообразующих предприятиях, либо на рынках. Сфера клининга не столь привлекательна, несмотря на то, что из-за нехватки рабочей силы заработная плата уборщиков и разнорабочих выросла в среднем на 30%. Сниженный спрос обусловлен, прежде всего, непрестижностью профессии и большой физической нагрузкой.
— Как строительная компания, мы видим, что в отличие от среднеазиатских мигрантов, которые приезжают работать вахтовым способом и нацелены на заработок, внутренние российские кадры хотят больше льгот и привилегий — отдыхать в праздники, они требуют больше времени на восстановление сил, — сетует генеральный директор GP Group Игорь Грецов:
— В большинстве случаев, когда такие кадры приходят работать на стройку, в связи с необходимостью заработка из-за сокращений в их сфере деятельности, они рассматривают ситуацию как временную возможность «перебиться» до нормализации обстановки и возвращения на привычную работу.
— Необходимо создавать нормальные условия труда для мигрантов и сокращать возможность демпингования их заработных плат, — считает доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ «Развитие человеческого капитала» РЭУ им. Г.В. Плеханова Фарида Мирзабалаева:
— Возникшая ситуация с нехваткой рабочих рук на работах с низкой квалификацией — ситуация ожидаемая, т.к. данные ниши давно заняты мигрантами и ситуация всех устраивала. Считалось, что данная ситуация позволяет россиянам заниматься вертикальной карьерой, претендовать на более высокооплачиваемые и привлекательные рабочие места. Ситуация с трудоустройством в регионах в данном случае оставалась проблемой регионов. Пандемия обострила потребность в рабочих руках.
«СП»: — Почему российские работодатели предпочитают мигрантов?
— Причин несколько. «Выталкивающая сила», воздействующая на мигрантов, мощнее, чем та, которая движет гражданами из российских регионов. Это бедность и безвыходная ситуация, политическая нестабильность и административные барьеры в странах-донорах рабочей силы мигрантов.
Демпинг зарплат. Мигранты работают больше, но за сверхурочные работодатель, как правило, не платит в соответствии с российским законодательством. Зарабатывая меньше, мигранты, экономят, живут в более стесненных условиях, на что россияне не пойдут. Мобильность россиян вырастет только при повышении уровня заработных плат и улучшении условия труда. Работодатели не готовы к таким переменам, но использование вахтового метода могло бы как-то смягчить ситуацию с наймом российских граждан из регионов со сложностями в трудоустройстве. При вахтовом методе семьи могут оставаться в регионах, где уровень жизни не такой высокий и эффективнее тратить заработанные на выезде деньги.
Социальные сети мигрантов эффективнее при найме — работодатель не тратит деньги на подбор персонала в таком случае, да и рекомендации уже работающих позволяют с большей гарантией нанимать мигрантов, которые адаптированы к неформальным условиям найма.
Возможность разрыва договоренностей с мигрантами выше, т.к. официальные договора о найме в письменной форме заключаются с половиной нанятых, а остальные работают на условиях устной договоренности и в условиях неопределенности.
«СП»: — А все это можно как-то исправить, приблизить к цивилизованным нормам?
— Дисбаланс на рынке труда был и есть, но необходимо его сокращать. Принятые программы повышения мобильности рабочей силы и привлечения квалифицированных соотечественников не дали ожидаемого эффекта. Саморегулирующая сила рынка труда явно недостаточна.
Необходимо создавать нормальные условия труда для мигрантов и сокращать возможность демпингования их заработных плат. Учет профессионально-квалификационных характеристик явно плох. МВД не учитывает всех особенностей структуры рабочей силы мигрантов. Потребность в мигрантах не определяется по единой методике в регионах. Картина весьма размазана, поэтому наводить порядок и сокращать нелегальных мигрантов необходимо.
Повысить мобильность из регионов также важно. Снижать напряженность на рынке труда, где переизбыток рабочей силы. Не следует привлекать кадры из трудонедостаточных регионов. Механизмы оргнабора необходимо активнее использовать — подъемные, обеспечение временным жильем, медобслуживанием
Развитие цифровых платформ также важно (активно развиваются в последнее время). Каждый безработный мог бы сам исследовать привлекательность того или иного рабочего места в другом регионе, соотнести свои зарплатные ожидания, пройти собеседование с работодателем… Все эти процедуры можно организовать через государственные органы содействия трудоустройству.