Кому-то покажется странным, но в последнее время наблюдается «ползучая» политизация российского сообщества геймеров (любителей компьютерных игр). Все чаще на форумах и чатах споры о качестве, оформлении новинок, имеющихся «наворотах», переходят на идеологические темы. Например, бурю негодования у наших «рыцарей клавиатуры, мыши и консоли» вызвали сомнительные высказывания продюсера мультиплеера Battlefield (популярная игра) Дэвида Сирланда о роли СССР во Второй мировой войне.
Автор этих строк помнит, как еще лет 15 назад большим успехом пользовалась простенькая игрушка «Супер Ленин» в жанре «бродилки» или «платформера» (где герой прыгает, лазает, собирает предметы и пр.). Казалась необычной сама аннотация к игре: «Начало XXI века. Президент Путин и его „Единая Россия“ ведут страну в никуда. Однако тут на беду антинародному режиму воскресает Ильич, который оказывается настоящим супергероем и ведет борьбу с единороссами, продажным правительством, администрацией президента и, конечно же, с самим Владимиром Путиным». Не слабо для того времени?
Но это будет позднее. А в 1990-е годы наша детвора «резвилась» с помощью приставок в серии «Command & Conquer: Red Alert», где злобные советские военные отправляются в прошлое, чтобы напасть на США и убить … Альберта Эйнштейна. Причем в их распоряжении имелись боевые медведи, дирижабли «Киров», двуствольные танки и прочий набор «клюквы». Пользователю предстояло играть за «Альянс» и победить «орды Сталина». Еще в то время был такой квест под названием «KGB», где честный капитан госбезопасности Максим Руков раскрывает заговор с участием политиков Союза и ведет с ними зримый бой.
Однако уже в 2001 году российская компания «1С: Maddox Games» выпустила симулятор (имитируется управление) «Ил-2. Штурмовик». Участнику предлагалось ощутить себя воздушным асом, вести бои с пилотами люфтваффе, уклоняться от вражеских систем ПВО, бомбить важные объекты нацистов. Надо ли говорить, что такого рода новинки являются переосмыслением системы компьютерных тренажеров, широко используемых при подготовке военных?
В 2005 году увидел свет шутер (в просторечии — «стрелялка») Call of Duty, тоже посвященная Второй мировой войне. Поскольку производителем была компания из США, сие наложило отпечаток на содержание: можно перевоплотиться как в образ советского солдата, сражающегося в Сталинградской битве, так и британского — участника боев в Африке или американского (как здесь без них), высаживающегося в Нормандии.
Наряду с такими славными страницами нашей истории, есть разработки, позволяющие погрузиться back in USSR. Скажем, продукт ШХД: ЗИМА / IT’S WINTER окунает в советский быт — ночное небо из окна панельной многоэтажки, холодильник, радиоприемник, чайник на плите и прочие детали легко узнают люди постарше. Разработал эту иммерсивную видеоигру Александр Игнатов, признавшийся, что ее успех стал для него неожиданным.
Немало фанатов и у Workers & Resourses: Soviet Republic, выполненной в жанре экономического симулятора и стратегии в реальном времени. Здесь можно попытаться реализовать экономический потенциал страны Советов в масштабах отдельного города. Постройки в населенном пункте 1960−1980-х годов. Требуется найти ресурсы, возвести объекты социальной инфраструктуры — все по законам социализма, как их понимают разработчики.
Путешествие в пионерский лагерь 1980-х предлагает «Бесконечное лето» российской компании с говорящим названием Soviet Games. Мужчина неопределенного возраста Семен оказывается в пионерском лагере 1980-х годов. Соблазнительные пионервожатые, тонкие намеки на известные обстоятельства — в общем, посыл понятен. Плюс гитара, бутылка водки советского образца… А в 2020 году вышла новинка Democracy 4 британской компании Positech Games — политический симулятор, где геймер оказывается руководителем государства. В одном из вариантов можно выбрать для страны социалистический путь развития и построить, как говорят знатоки, довольно симпатичную общественную модель.
Возможно, «левый крен» в создании игр сказывается и на поведении отечественных геймеров, когда они подключаются к коллективным онлайн-забавам. Если раньше российских игроков узнавали по беспричинной ругани, часто матерной, в адрес своих и чужих, то в последнее время ситуация изменилась. Они все чаще после неизменного вопроса «русские есть?» становятся участниками команды, ориентированными на общую победу.