Россия продлила ограничения на перелеты в Турцию до 21 июня. Эта новость стала неприятным, хотя вряд ли неожиданным сюрпризом как для российских туроператоров, так и для жаждущих летнего отдыха граждан, которые купили туры в эту страну. А, нужно отметить, туры в Анталью и другие курортные регионы продавались буквально до последнего момента, так как была надежда, что 1 июня запрет будет снят.
Как сообщили в Ассоциации туроператоров России (АТОР), отправиться на отдых в Турцию в июне планировали 338 тысяч россиян, которые купили туры с датами вылета с 1 по 30 июня почти на 274 млн. евро. Кроме того, небольшое число туристов перенесло на июнь свои «сгоревшие» майские поездки.
Напомним, что российский оперштаб по борьбе с коронавирусом сначала закрыл авиасообщение с Турцией с 15 апреля до 1 июня из-за роста заболеваемости COVID-19 в этой стране. Число ежедневных новых случаев весной достигало 60 тысяч. Туроператорам запрещено продавать туры в Турцию на эти даты и организовывать чартерные рейсы. Количество рейсов сокращено до двух в неделю на взаимной основе. Их выполняют «Аэрофлот» и Turkish Airlines, но, понятно, что больше количество россиян самостоятельно в Турцию не полетит.
Крупнейшие российские туроператоры, которые работают с регионом, до сих пор не убрали июньские туры со своих сайтов. Тем не менее, они сообщили «СП», что купить их нельзя, да и в отношении июля никаких прогнозов давать не стали. Вместо этого предложили подобрать туры по альтернативным направлениям в Тунис и на Кипр.
Однако, как рассказала «СП» исполнительный директор Альянса туристических агентств (АТА) Наталья Осипова, чартерные перелеты в эти страны пока не открыты, поэтому они не смогут компенсировать Турцию ни по стоимости, ни по массовости. Получается, что сейчас самым доступным направлениям для россиян, которые не могут перенести свой летний отдых на более поздние даты, остается наше черноморское побережье. Это, конечно, хорошо для развития внутреннего туризма, но вопрос в том, хватит ли у Краснодарского края и Крыма резервов, чтобы принять весь поток отдыхающих, или им придется в самом буквальном смысле бороться за место под солнцем, то есть за лежаки и зонты у моря.
— Каждый регион просчитывает, какое количество туристов он может принять, — говорит Наталья Осипова. — Краснодарский край, по заявлению руководства, в этом году примет 16 миллионов туристов. Только в Сочи приедет около 4 миллионов гостей. Крым готов принять 8 миллионов, хотя в прошлом году полуостров посетило 6 миллионов гостей. Представляете, какой это поток? Но раз местные власти делают такие заявления, значит, все рассчитано и они смогут принять этих людей.
Другое дело — большая скученность отдыхающих и то, как она отразится на эпидемиологической обстановке. Это нужно понимать. Уже шутят о том, что загорать придется в пять слоев. Это, конечно, ерунда, но проблема массовости действительно существует. В Краснодарском крае есть отдельные места, где не так много народа. Но в целом и в Крыму, и в Сочи отдыхающих будет очень много. Тем более что Краснодарский край у нас всегда был на первом месте по числу внутренних туристов даже при всех отрытых границах. Он принимал по 14 миллионов туристов в год.
«СП»: — Могут ли такие направления, как Кипр и Тунис компенсировать отсутствие Турции?
— В Тунис и Кипр пока что нет чартерных рейсов, поэтому мы говорим только о самостоятельных туристах. Это не тот поток, который может заменить Турцию. Чартерные рейсы — это сразу удешевление туристического продукта, так как перевозка занимает основную часть стоимости. Сейчас возобновляют перелеты в Хорватию, но и это ограниченное количество рейсов. Можно полететь в Великобританию, Австрию. Но это все равно не организованный туризм. К тому же летом большим спросом пользуется пляжный отдых — это наше побережье и такие летние направления, как Кипр, Тунис, Греция, Египет и Турция. Мы ведь не случайно так много говорим именно о Турции.
Во-первых, в случае ее открытия мы удовлетворим отложенный спрос на отдых. Во-вторых, есть большое количество туристов, которые уже заплатили за отдых в Турции в прошлом, и туротрасль должна выполнить обязательства перед ними. Заменить Турцию сегодня может только прямое чартерное сообщение на курорты Египта и синхронное открытие двух стран, например, Туниса и Кипра. Турция принимает 5 миллионов российских туристов за лето, и перенаправить этот поток трудно. Кипр маленький, а в Тунисе нет такого большого количества объектов размещения. Хотя открытие этих направлений, безусловно, частично поможет удовлетворить спрос.
Но только если чартерные перевозки по основным летним направлениям будут открыты, мы поймем, что сможем исполнить свои обязательства перед туристами.
«СП»: — Когда это должно произойти, чтобы туротрасль смогла компенсировать убытки?
— Могу ответить одним предложением — чем раньше, тем лучше. Например, в Египте сегодня уже отдыхают наши туристы. Но они летят через Каир, и это приводит к существенному удорожанию отдыха. Кроме того, непрямой переезд не очень удобен — помимо четырех часов перелета вам нужен еще и 6-часовой автобусный трансфер или внутренний перелет. Когда вы летите с двумя детьми, это не так легко. А мы говорим прежде всего о семейном отдыхе, потому что когда человек один, он может полететь куда угодно, были бы деньги. Поэтому мы ждем решения правительства, Росавиации и оперштаба, которые позволят открыть прямые перелеты на курорты Турции и Египта.
В случае с Турцией у нас еще и очень большие обязательства перед туристами. У нас большие долги, потому что есть люди, которые забронировали Турцию в 2019 году и до сих пор не могут отдохнуть. Какой-то период эта страна была открыта, и люди заранее купили путевки, распланировали отдых на июнь, июль. Все эти долги накапливаются.
Мы с пониманием относимся к ситуации, но надеемся на то, что эпидобстановка в Турции идет на поправку, есть положительная динамика, и скоро это массовое направление будет открыто.
Похожего мнения придерживается директор Ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь» Александр Осауленко.
— Альтернатив Турции не так много, и они ограничены, в том числе и с точки зрения цены. Турция — это наиболее массовое и доступное направление по цене/качеству, и вряд ли кто-то сейчас сможет составить ей конкуренцию. Скорее всего, мы увидим продолжение ситуации, которая уже сложилась раньше, когда компании заключали с клиентами соглашения о переносе туров. И в качестве рекомендации я бы посоветовал на такие предложения соглашаться, потому что цена на аналогичный турпродукт в будущем совершенно точно не будет снижаться и даже вряд ли останется на том уровне, на котором его покупали. Проще говоря, туры будут дорожать, поэтому целесообразней перенести их на более поздний срок и воспользоваться ими по уже уплаченной цене.
«СП»: — А наши курорты не смогут компенсировать отсутствие турецких?
— Уже понятно, что наши внутренние курорты в этом году побьют все рекорды, включая советские. Есть категория людей, которые понимают, что они не смогут воспользоваться внутренним предложением, потому что оно ограничено и достаточно высоко по цене. Такие люди просто будут ждать более приемлемых для себя вариантов в Турции или Египте.
«СП»: — Сможет ли туротрасль компенсировать потери, если Турция откроется, например, в июле?
— Честно признаюсь, будет очень сложно компенсировать что-то отрасли с учетом прошлого и нынешнего года. Думаю, до конца 2021-го вряд ли произойдет компенсация всех издержек, которые были до пандемии. Чем быстрее откроется Турция, тем лучше, потому что количество проданных туров на лето гораздо больше, чем на апрель или даже май. Каждый день «просрочки» ведет к увеличению долгов перед туристами, и мы вынуждены с этим считаться.
«СП»: — А государство как-то помогает в этой ситуации?
— Эти моменты сейчас обсуждаются. Могу сказать, что государство выделило более миллиарда рублей то, чтобы компенсировать туроператорам издержки от экстренной эвакуации наших туристов из Турции и Танзании.