Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Ученье — свет, а неученье — бедность.

Ректор ВШЭ объяснил, откуда берутся неуспешные люди

1917
Ученье - свет, а неученье - бедность.
Фото: Александр Рюмин/ТАСС
Материал комментируют:

Бедность в России, оказывается, зарождается на школьной скамье и связана с плохой успеваемостью ребенка. Такой тезис в интервью «Известиям» озвучил ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов.

По его словам, есть такой термин — «образовательная неуспешность, или образовательная бедность». Он обозначает процент учащихся в классе, которые не успевают осваивать обязательную программу.

Таких ребят, как пояснил ректор, около трети. И если у родителей есть деньги, то они могут нанять для своих чад репетиторов. Но если школьники растут в малообеспеченной семье, этого не происходит.

Читайте также

В результате они выпускаются с плохими знаниями. А это «трансформируется уже в экономическую неуспешность, в необходимость для общества в той или иной степени этих граждан содержать — за счет доходов от успешных работников», — рассказал Кузьминов.

Он также отметил, что средний уровень неуспешности в России — 25%. Примерно, как в Бразилии и Индии, но в этих странах традиционно высокая безработица, и они трудоизбыточны. Для России же, где 10% рынка труда закрыты мигрантами, каждый активный гражданин, по его выражению, «на счету».

Кузьминов считает, что «нам надо срочно начинать системную работу в этом направлении». Брать пример ректор советует с европейских стран, особенно со Скандинавии, где неуспешность свели к 10%.

Для исправления ситуации он предложил, в частности, «давать „выравнивающие“ гранты школам, которые работают с большими группами детей, семьи которых находятся в сложных экономических обстоятельствах». Что новый министр просвещения Сергей Кравцов, по его словам, уже начал реализовывать.

При этом «корень» образовательной неуспеваемости глава вуза видит в основе самой классно-урочной системы, из-за которой часть детей «выпадает» из образовательного процесса.

«Дети разные — кто-то отстает, у кого-то принципиально другой тип мышления, не совпадающий с логикой предмета, а кто-то настолько быстро соображает, что на уроке ему элементарно скучно. Учитель, даже самый талантливый, работает с ядром класса — с теми, кто соответствует стандартным требованиям. Это половина, может быть, 60%. Остальные выпадают», — подытожил ректор ВШЭ.

С тем, что плохие ученики всегда неудачники в жизни, не согласен, однако, заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член-корр. Российской академии образования Евгений Ямбург.

По его мнению, нет прямой связи между неуспеваемостью в школе и неуспешностью в жизни. Часто троечники и двоечники добиваются высоких результатов, так как это люди с нестандартным мышлением, которые просто не вписываются в программу обучения. И таких людей очень много.

Что касается причин бедности, то их, по словам Ямбурга, «очень много, и они имеют политический, экономический и социальный характер».

Он не согласен сводить все к школьной программе и считает необходимым просто заниматься с проблемными детьми, учитывая их физические и психические особенности. Для чего, по его словам, и «вырабатываются профессиональные стандарты педагога».

Читайте также

Директор Центра геополитических экспертиз, политолог Валерий Коровин в беседе с «СП» тоже раскритиковал либеральный подход Кузьминова к образованию и определению понятия успешности, которые «основаны исключительно на экономических критериях»:

— Получается, кому родители способны оплатить дополнительное образование, тот уже успешен, и, соответственно, заранее ориентирован на успех и идет к успеху, потому что его успешные родители этот успех предопределили. Это абсолютно такой либеральный подход, исходящий исключительно из материальных критериев.

И страны, которые он приводит в качестве примеров неуспешности, сопоставимой с нашей, это те страны, которые высокомерный Запад относит к третьему миру. То есть здесь во всем сквозит высокомерие и западный цивилизационно-расистский подход, который реализуется и у нас сегодня, к сожалению.

К тому же, мне кажется, меры, которые либералы предлагают для трансформации образования, они окончательно разрушают то остаточное образование, которое у нас осталось от сталинского государства.

Это самый эффективный период в истории нашего образования, когда образование было доступно всем, и без всяких дополнительных финансовых вливаний каждый получал необходимый объем знаний, по максимуму реализуя свой потенциал и достигая успешности в совершенно других отраслях — развития науки, космоса, советских технологий, мысли, философии, культуры, искусств… и т. д.

Что никак вообще с финансами не было связано. При этом наше образование считалось самым лучшим в мире, а система образовательная самой эффективной. Но сегодня мы просто ее «доедаем», имея еще дополнительный фактор в виде разрушительных рецептов со стороны либералов.

Мы видим, как Чубайс и ему подобные ликуют по поводу принудительной цифровизации, которая якобы проявлена вследствие перехода на онлайн-обучение в период коронавируса. Какие-то виртуальные образовательные программы, которые воспитывают квалифицированного потребителя, но абсолютно отшибают способность мыслить и развиваться в научной сфере, а не в прикладной — финансовой, коммерческой, бытовой.

Все, что предлагают либералы, на самом деле, повторюсь, направлено на то, чтобы окончательно добить самую лучшую систему образования — сталинскую систему, созданную нашим государством, за счет которой мы живем.

Однако есть один аспект, где я согласен с Кузьминовым.

«СП»: — Поясните, пожалуйста.

— Речь идет о необходимости дифференцированного подхода в образовании, но при сохранении системы обучения в классах на уроках и лекциях. Потому что, действительно, люди не равны. И гармония общественная, как опять-таки убеждал греческий мыслитель Платон, складывается из того, когда каждый находится на своем месте — каждый предмет, каждый человек. И у каждого свое предназначение.

Кто-то рожден и имеет задатки для того, чтобы развивать науки, философию. Кто-то развивается и продвигается в сфере культуры, кто-то имеет математический склад, кто-то — гуманитарный.

Но кто-то должен при этом заниматься и прикладными, реальными профессиями — строить, возводить мосты, создавать приборы, точить сложные детали на станках или скручивать провода, управлять бульдозером, экскаватором, быть столяром… и т. д.

Масса профессий, масса людей и типов, которые должны находиться на своем месте.

Вот если в какой-то момент в классе образуется «ядро», которое схватывает, и другое, которое не схватывает в таком темпе, то в этот момент нужно осуществлять дифференциацию. Я в этом убежден.

«СП»: — Каким образом?

— Тех, кто схватывает какие-то математические высокоточные сложные науки, должно перемещать в специализированный класс. Кто больше развит гуманитарно — в другой специализированный класс. Для кого этот уровень оказывается недоступным, но он зато способен многие важные вещи делать руками, те ученики двигаются в своем направлении — в третьем. И т.д.

Потому что пытаться ко всем применить одинаковый подход — это ошибочная абсолютно модель, которая несостоятельность свою показала и в советские времена. Когда тянули каких-то двоечников из последних сил, из-за чего останавливался процесс развития и обучения более талантливых или в другой сфере талантливых учеников.

Должен быть дифференцированный подход. Причем с каждый классом эта дифференциация должна уточняться, усложняться, разделяться, и тогда каждый в конце своего образовательного пути окажется на своем месте. А не на случайном месте, тем более не занимая место кого-то другого.

«СП»: — Вопрос еще в том, какую успешность, на самом деле, навязывают сегодня нашим детям? Кого прочат им в кумиры? А это какие-то полуграмотные блогеры и тиктокеры, автохулиганы, безголосые певички. Странные персонажи, вроде Дани Милохина и Моргенштерна сегодня являются лицами известных российских банков. Они теперь у нас пример для подражания.

— Это — постлюди, которые являются сегодня эталоном для построения грядущего общества постлюдей — бесполых, безликих, бессмысленных, неспособных ни к обучению, ни к производительному труду. Вообще ни к чему созидательному. Таких вот, подключенных к матрице, потребляющих, кривляющихся биологических организмов — биомеханоидов.

Читайте также

Но это не наша программа. Это западная, постлиберальная программа создания постчеловечества. И к человеку это вообще все не имеет никакого отношения.

Это идет навязывание нам чужеродной культурно-смысловой матрицы, которая нас должна разрушить.

Но мы все равно не превратимся в постобщество, потому что у нас другие корни, другие традиции, социальные предпосылки и вообще база культурная. А вот как бы изуродовать часть подрастающего молодого поколения, сместить им голову набекрень, превратить их в моральных уродов, это они могут сделать и активно этим занимаются.

«СП»: — Почему мы допускаем это?

— Потому что мы включены в западную идеологическую культурно-смысловую парадигму еще по инерции. Мы, конечно, начали сопротивляться и задумываться о том, что это нас разрушает. Но по инерции, находясь в состоянии культурной оккупации, наши элиты в растерянности. Часть из них все еще считает, что надо двигаться вместе с Западом, а часть — что против Запада.

Это создает смысловой, идеологический, идейный диссонанс и недопонимание, что является хорошим фоном для того, чтобы добить наше общество. Чем, опять-таки, западные идеологи активно занимаются.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Игорь Николайчук

Эксперт по международной безопасности Центра специальных медиаметрических исследований

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

СП-Видео
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня